Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Кирсанов православный - Страница 1

О. Ю. Левин,



Р. Ю. Просветов


Кирсанов православный - Страница 1

Издание 2-е,



Исправленное и дополненное



Тамбов - 2012



УДК 281.9 ББК 86.372 Л 36



По благословению


Епископа Тамбовского и Мичуринского ФЕОДОСИЯ



Благодарим Андрея Николаевича Алленова за помощь, оказанную в подготовке первого издания книги, Марину Александровну Климкову за участие в работе над вторым изданием, Петра Борисовича Ремпеля за предоставленные копии документов Российского государственного архива древних актов по начальной истории города Кирсанова. Также благодарим всех жертвователей и помощников, чьими усилиями эта книга увидела свет, всех тех, кому была небезразлична ее судьба и кто поддерживал нас в наших скромных трудах.



Фрагмент иконостаса Космодамиановской церкви города Кирсанова 1903 года. Фото 2008 г.



Левин О. Ю., Просветов Р. Ю.



Л 36 Кирсанов православный. Издание 2-е, исправленное и дополненное. — Тамбов, 2012. — 216 с. + цв. вкл. 8 с.



ISBN 978-5-88934-536-7



© Левин О. Ю., Просветов Р. Ю. 2012


Кирсанов православный - Страница 1

ЗАСЕЛЕНИЕ



И ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КРАЯ



Первыми русскими поселенцами степного Кирсановского края были монахи, называемые в то далекое время — чернецами. До нас дошли грамоты митрополитов Феогноста и Алексия (1334 и 1360 годов, соответственно), свидетельствующие, что здесь существовали русские поселения еще в XIII веке и что на реке Вороне были устроены караулы и сторожи, наблюдавшие за перемещениями татар. Археологические исследования подтверждают эти сведения и показывают, что заселение территории Тамбовщины в конце XI — начале XII в. происходило не без участия христиан1. Заселение края было связано с расширением южных и юго-восточных границ Рязанского княжества. Тамбовский краевед Иван Иванович Дубасов (1843—1913), говоря об обилии курганов в Кирсановском уезде, указывал на один из них, находящийся недалеко от села Рамза Вяжлинской волости и носящий название Чернецкого. «Местные жители рассказывают, — пишет он, — что на Чернецком кургане в старину были монастырь и кладбище. Может быть, это было в те времена, когда Кирсановская местность, по течению реки Вороны, называлась Червленым Яром и служила границею между Рязанским княжеством и Ордою и между Рязанскою епархией и Сарскою (в XIV веке)...»2.



Во времена существования Сарской епархии среди татар можно было встретить обращенных в христианскую


Кирсанов православный - Страница 1

Селения на реке Вороне и ее притоках. План середины XVHI в.



Веру. И если поначалу татары в целом терпимо относились к Православной Церкви и ее служителям, то с принятием магометанства не щадили, по-видимому, и монахов-отшельников. Вскоре край надолго опустел и стал по-настоящему «диким». Жить на границе с татарами стало небезопасно.



Вверх по реке Вороне, по левому ее берегу, пролегал «Ногайский шлях». Тут, по свидетельству летописцев, обходя леса, степными дорогами шли на Русь кочевники. Тут, на окраинах Московского государства в «Диком поле», «нигде бо виде человека, токмо пустыши велия и зверия множество: козы, лоси, волцы, лисицы, выдры, медведи, бобры... одинокие караулы сидели на дубах, высматривая в поле чернизину [черное пятно. — Примеч. авт.]».

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.