Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Колесница Джаганнатха - Страница 1

Колесница Джаганнатха - Страница 1

Н. Ф.Рупавишникова




ДЖАГА. ННА, таА



АКАДЕМИЯ НАУК СССР



ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНЛДЕНИ



ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ



Н. Ф. Рукавишникова



КолвенмцА,



ДЖАГАННАТОСА,



ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА>



ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТРЫ МОСКВА 1983



ВБК63 3(4/8) Р 84



Редакционная коллегия



К. В. МАЛАХОВСКИЙ (председатель), Л. Б. АЛАЕВ, А. Б. ДАВИДСОН,



Н. Б. ЗУБКОВ, Г. Г. КОТОВСКИЙ,



Р. Г. ЛАНДА, Н. А. СИМОНИЯ



Огветственный редактор Л. Б. АЛАЕВ



Рукавишникова Н. Ф.



Р84 Колесница Джаганнатха. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983.



207 с. с ил. («Рассказы о странах Востока»).



Книга представляет собой цикл небольших взаимосвязанных очерков о жизни современной Ориссы, одного из штатов Индии. Она рассказывает об истории и истории культуры этого района, характер ризует формы быта и нравы населения штата, традиционные установления и их эволюцию в современных условиях. Основное внимание в книге уделено проблемам, связанным с изучением популярного в стране культа Джаганнатха и его роли в истории Ориссы.



„ 1905020000-074 Р - г::'.. -148-83



013(02)-83



ББК63.Э(4/8)



Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983.



Индию и весь Восток надо знать во всех их ликах.



Николай Рерих'



Об Индии написано много, и писали о ней многие. Едва ли не каждый автор начинал свой рассказ с предупреждения, похожего на оправдание: и у меня, мол, есть повод и возможность написать нечто свое об этой стране. Не решаюсь отступить от этой традиции и я.



Мне пришлось стажироваться в трех индийских университетах: в делийском (І963—1964), в Уткальском университете в Бхубанешваре (1968—1969) и в приравненном к университету колледже имени Рэйвеншоу в Катаке (1978—1979). Советские студенты-индологи, проходящие профессиональную стажировку в высших учебных заведениях Индии, живут в общежитиях или в индийских семьях, путешествуют по стране — словом, становятся на время как бы членами индийского общества. Легкость общения с представителями практически всех слоев населения и отсутствие языкового барьера делают жизнь стажеров в Индии насыщенной и богатой впечатлениями. Перед ними открыт необычный и сложный мир, в который индийцы охотно пускают любого доброжелательного иностранца, в особенности если он интересуется их страной не просто как любознательный гость, но и по долгу своей профессии.



Будучи по образованию и роду занятий индологом, я не раз имела возможность убедиться в этом во время дальних и долгих путешествий по Индии. Надеюсь, из того, что мне довелось увидеть и узнать, кое-что может заинтересовать читателя.



Мой рассказ пойдет о расположенном на восточном побережье страны штате Орисса, о той части Индии, которая знакома мне больше, чем какая-либо другая. Этот район интересен тем, что в нем современная цивилизация, несколько изменив образ жизни небольшой



Части населения, почти не затронула духовный мир большинства, Орисса в ка-кой-то степени, с оговорками, может служить подтверждением слов известного индийского мыслителя и популяризатора индуизма на Западе Свами Вивеканаиды (1862—1902); «Если бы Many (легендарный мудрец, считающийся автором древнейшего свода законов. — //. Р.) сейчас вернулся в Индию, он не удивился бы, не почувствовал бы себя чужесгран-дем»2. Некоторі)іе атрибуты современной техники и в. згляды передовой ин геллигенции — вот, пожалуй, и все, что могло бы повергнуть Many в изумление.



Каждый ра. з, когда мне приходилось бывать в Пури или в старой части Бхубанешвара, или в Джаджпуре, я постоянно ощущала, что какая-то чудесная машина времени перенесла меня в средневековье. В ути. ч юродах находя гея построенные в VI—XIII веках большие храмы, куда ежедневно устремляются паломники с разных концов Индии. Особенно славится по всей стране город Пури. Всякий уважающий себя индус обязан хотя бы раз в жизни нобыват!) там. Не каждому это удается, но-эюму в некиюрых районах Индии к людям, вернувшимся из Иурн, оI носи IСИ с особым почтением. Кроме платы за нроетд по желетной дорою или на автобусе пилигриму нриходится тратнпюя на жрецов и гидов храмов Пури и Бхубанешвара. Сведения о том, что они сущие вымогатели, можно найти как в художественной литературе, так и в специальных исследованиях по истории культуры Ориссы, Да и я сама ие раз убеждалась в этом.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.