Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Колесница Джаганнатха - Страница 5

Мы распрощались, и я подошла ближе к воротам храма. В нескольких метрах от входа, напротив него, стоит десятиметровая колонна, высеченная из монолита. Аруна стамбха (Колонна утренней зари) была привезена в Пури из разрушающегося Храма солнца в Конара-ке двести лет назад. Заглядываю в путеводитель, ищу название главк «Аруна стамбха». Не забыли ли написать и о ее чудесах? Нет, все в порядке' Заканчивается глава словами - «...энергия бога солнца сконцентрирована в этой колонне, и верующие, дотрагиваясь до колонны, получают достаточно энергии и душевных сил, чтобы идти к Владыке Джаганнатху».

Что ж, дотронемся и пойдем дальше. В нескольких метрах от колонны восточные, главные ворота, названные Львиными из-за ярко раскрашенных каменных львов, стоящих у входа в храм. Изображения сильно стилизованы, напоминают огромные пестрые игрушки из глины и совсем не похожи на львов.

Львиные ворота представляют собой надвратный храм, на внутренней стене которого справа нарисован огромный черный лик Джаганнатха с глазами в виде белых кругов. Здесь он называется Патитапаваном (спаситель отверженных, униженных). Его нарисовали при входе в храм специально для раджи Пури Рамачандры Девы II (1727—1737), которого мусульманские правители края заставили жениться на мусульманке и которому с тех пор был закрыт вход в храм. Царь мог впредь молиться Джаганнатху только на улице. Сейчас около этих ворот можно видеть «неприкасаемых», погрузившихся в безмолвную молитву настенному изображению Джаганнатха. Им вход в храм не разрешен. Эти отверженные возмущаются несправедливостью, но сделать ничего не могут. Традиция сильнее разума. Как бы в подтверждение этого около меня при входе в храм остановился старик, снял туфли, поставил их рядом с собой и стал молиться Патитапавану Асфальт раскален, ноги жжет, но традиция обязывает обращаться к божествам без обуви, даже если ты находишься не в храме или дома, а на улице.

Иностранным туристам показывают храм Джаіан-натха с крыши библиотеки напротив Львиных ворот. Оттуда открывается живописная панорама храмового комплекса. Два ряда мощных каменных стен окружают здания с каменными же, украшенными скульптурами и

Фасад и план типичного храма Ориссы:

1 — пидха деул; 2 — рекха деул; 3 —пабхага; 4 — тала джангха; 5 — упар джангха; б — баранда; 7—ганди; 8 — беки; 9 —амла; 10 —кхапурн; И —калаша; 12--гханта: 13 — джагамохана;

14 ¦— деул

Затейливыми выступами крышами. Всякий, кто хоть немного знаком с индийской культурой и искусством, взглянув на чакру (колесо) на башне храмового ансамбля (а это настоящий ансамбль, потому что все постройки подчинены единому замыслу — выделить, подчеркнуть величие святил^1ща), скажет, что перед ним виш-нуитский храм, что его можно отнести к типу нагара-шикара («Нагара» — в переводе означает «город», «ши-кара»— «вершина»). Более любознательный путешественник удивится тому факту, что индусы, которые на всей территории огромной страны поклоняются одним и тем же богам (часто имеющим разные имена), рассказывают одинаковые легенды, почитают одни и те же священные тексты вед, выполняют одинаковые религиозные обряды и ритуалы и пользуются для этого услугами жрецов из одной и той же касты брахманов, создали тем не менее разные, существенно отличающиеся один от другого местные типы культовых сооружений. Эта особенность развития храмового зодчества в Индии до сих пор не получила убедительного истолкования.

Архитектура Ориссы, несмотря на обилие сохранившихся до сих пор древних образцов, к сожалению, изучена пока недостаточно. Она бесспорно заслуживает гораздо большего внимания специалистов, как индийских, так и зарубежных. Все исследователи пришли к единому мнению, что североиндийское культовое зодчество средних веков в Ориссе достигло совершенства.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.