Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Краткая история гагаузов - Страница 10

Жены сырдарьинских огузских правителей, как и других тюркских властителей, носили титул «хатун» («катун»), В переводе это означает женщина, дама, царица, принцесса, госпожа. Хатун имела большое влияние на своего правителя. Это подтверждает и Ибн Фадлан. В своих писаниях он зафиксировал факт присутствия супруги одного из предводителей огузов на приеме арабского посольства. Влияние огузских хатун на вождей объяснялось тем, что в огузском обществе, по сравнению с другими тюркскими племенами, женщины до принятия ислама находились на относительно свободном положении.

Исключительно важную роль в государстве сырдарьинских огузов играл предводитель войск - сюбаши (сюбашы). В переводе с китайского языка сю означает солдаты, военные, войско. Баш с тюркского - голова, глава. При сюбаши существовал Совет из представителей крупной аристократии. Главные представители огузских войск постоянно вмешивались в политические дела страны и нередко открыто выступали против главы государства.

По своей политической и социальной природе в 1Х-Х вв. государство сырдарьинских огузов было переходным (от дофеодального государства к раннефеодальному государственному образованию). В государстве сохранились институты власти, выросшие из недр военно-демократического строя. Хотя вождь и являлся наиболее знатным военным предводителем, но он не обладал сильной властью. Она была ограничена Советом крупной военно-племенной аристократии. Дофеодальное государство огузов опиралось на народные ополчения. С их помощью власти собирали дань с покоренных народов.

В конце X - начале XI веков в государстве шел интенсивный процесс разложения родоплеменных институтов. Развивались патриархально-феодальные отношения. В своей главенствующей роли утвердился Совет высшей знати при верховном вожде - Ябгу. Постепенно складывался самый примитивный государственный аппарат управления. Начала работать система регулярных налоговых сборов. Главный налог назывался «харадж» (в данном случае - натуральный налог). Сбор налогов с населения нередко взимался на несколько лет вперед. Позже у сельджуков и осман термином «харадж» обозначался налог, взимаемый с немусульманского населения взамен военной службы.

По своему этническому составу государство не было однородным. На берегах нижнего течения Сырдарьи, кроме тюркского населения, проживали ираноязычные племена. Местами они численно преобладали над оседлыми группами огузов. Древние авторы называют яи ираноязычные племена «колонистами-мусульманами». Об арабах можно вести речь только как о немногочисленных группах посланцев, «анимавшихся пропагандой ислама. Среди кочевого, полуоседлого и оседлого населения имелись также потомки тюркизированных индоевропейских племен. Консолидировавшиеся в государстве Огузов тюркоязычные племена и остатки некоторых других этносов стали называться общим именем «огуз».

Сырдарьинские огузы, как скотоводы, предпочтение отдавали мясо-молочному животноводству. Кочевники занимались разведением овец и верблюдов. Особое место в их деятельности занимало коневодство. Огромные табуны лошадей, чаще всего низкорослых пород, были приспособлены к суровым климатическим условиям Средней Азии и круглогодичному пастбищному содержанию. Степные кони отличались большой выносливостью в беге рысью на дальние расстояния. Поэтому они широко использовались всеми тюрками во время войны и охоты на диких животных. Огузы разводили также скаковых лошадей.

В отдельных местах часть населения занималась земледелием. Огузы называли их «тарыгчи». «Тарыг» на языках древних тюрков означает «пшеница» и лишь у огузов - «просо». Обрабатывать землю начали те огузы, которые потеряли скот и имущество. Они занимались также ремеслом. Земледелие, ремесло и торговля носили натуральный характер. Оседлые огузы считались искусными мастерами в изготовлении стрел с костяными наконечниками, ковров, посуды, серебряных украшений. Огузы занимались также работорговлей. В их языке деньги назывались «агры», «ярмак» и «акча».

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.