Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Краткая история гагаузов - Страница 7

«Докуз огузы» и пришедшие на берега Сырдарьи ранее огузы образовали одно мощное племя. С течением времени обитавшие на берегах Селенги огузы стали мало похожи на сырдарьинских огузов X века. В XI веке многие слова, использовавшиеся сырдарьинскими огузами, не были известны «Докуз огузам».

Часть огузов, принявшая на берегах Сырдарьи ислам, стала называться туркменами («похожий на тюрка», настоящий тюрок»). И эта часть огузов прежде была язычниками. В X веке они все еще поклонялись шаманам. С принятием ислама частью огузов среди богатых быстро стала складываться прослойка мусульманского духовенства.

С XIII века слово огуз было вытеснено этнонимом туркмен. Позже слово огуз долгое время использовалось новыми поколениями огузов, как символ исторического прошлого своего народа. Академик В. В. Бартольд утверждает, что название «туркмен» впервые появилось в мусульманской литературе еще во второй половине X века у географа Макдси.

Сами огузы туркменами себя не называли. Специалист по истории древних туркмен С. Г. Агаджанов отмечает, что сначала туркменами стала именоваться та часть огузов, которая смешалась с оседлым ираноязычным населением. Ислам получил широкое распространение среди огузов лишь в XI веке, а с XIII века он распространяется повсеместно. Известны 24 рода огузов (см. Ф. Ангели, Очерки истории гагаузов - потомков огузов, Кишинев, 2007).

На берегах Сырдарьи (Сейхуна) огузы разделились на две ветви: бозок (боз - бурый цвет, целинный+ ок-стрела) и ючок (юч-три+ок-стрела). В каждую из них входили по 12 родов. Племенные, родовые подразделения огузов именовались «бой», что означает племя. Имели название также «кёк» - корень, происхождение, род, семя, начало поколения. Во главе каждой ветви стоял «колбей» (кол-ветвь, бей - правитель 12 родов).

Высший слой огузского общества составляли пять основных категорий правителей: ябгу, байгу, иналы, ханы и илики (иль - страна, край, народ). Звание илик носили правители крупных племенных объединений. Значительной властью и могуществом в обществе обладали и беки (беги, бейи). Термин бек в древнетюркских памятниках использовался в значении князь, господин. Среди них были также улуг (улу)-беки (великие беки), беглер-беки (бек беков), тюмень-беки (бек десятитысячной массы), бой-беки (бек племени, рода) и др.

Звание (титул) бека являлось наследственным. Оно переходило от отца к старшему сыну. Если у беков не было наследников, то их место занимали «самые храбрые, отличившиеся в боях предводители». У огузов основная масса простого народа именовалась «кара будун» (черный, простой люд).

Каждый огузский род имел свой флаг и тотем (означает «его род»). Тотемами огузов служили дикие птицы, которые нельзя было употреблять в пищу. Тотемы разных родов иногда совпадали. Скот отмечался родоплеменными метками («дамга», «тамга»). Вор скота приговаривался к смертной казни.

У огузских племен X века существовала кровная месть. Рабство у огузов носило преимущественно домашний характер. В источниках Х-ХІІІ веков молодые невольники, находившиеся на службе у богатых людей, назывались «гулямами», «чакирами» (чакыр - голубой цвет, лино), «ходжаташами», «огланами». Оглан выступал и в значении «воин».

К12 родам ветви бозок относились: кайы, байат, алкаевли (алка-(юлюк), караевли, языр (язгыр), додурга (тутырга), дёгер (тёкер), япарлы (лбырлы), авшар (авшарлар), кызык (карык), бейдили (биг-дили, бег-іили), каркын. Главным считался кайы.

К 12 родам ветви «ючок» относились: байындыр, беченег (пе-ченек), чавулдур (чавундур), чепни, салур (салгур), еймюр (еймирлер), ллайундлу (алайунтлу), юрегир, ыгдыр, бюгдюз, йыва (ива), кынык. Наиболее важным родом считался байындыр.

После расселения огузов на берегах Сырдарьи о них все больше < іали упоминать в иностранных источниках. В византийской историографии первые сведения об огузах приведены в X веке в труде императора Византии Константина Багрянородного «Об управлении империей», переведенном и на русский язык. Однако самый надежный источник сведений об огузах Поволжья представляют собой «Записки» (921-922 гг.) арабского географа и писателя Ибн Фадлана ((. А. Ковалевский, Книга Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в '> Л -922 гг., Харьков, 1956, с.125-129).

Характерные для родового строя обычаи гостеприимства приобретали у узов-огузов особые формы в связи с посещением их страны купцами из других стран. Яркое описание этих обычаев дает тот же ион Фадлан. По его словам, ни один чужеземец не мог проехать через і ірану гузов (узов), не имея среди них «друга» (кунака). Мусульманским купцам, путешественникам друга назначали сами гузы (см. Ф. Ангели, очерки истории гагаузов-потомков огузов - середина VIII - начало XXI вв.», 2007. с. 84-85).). Переправы через реки огузы совершали на ко-¦к. тых мешках, наполненных домашними вещами и сухой травой. На каждый из мешков садилось по четыре-шесть человек. Мешки эти вертелись, пока не достигали противоположного берега.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.