Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Крейсера Российского императорского флота 1856-1917 - Страница 2

В эпоху парусного флота словом крейсер обозначали не класс боевых кораблей, а данное назначение любого военного судна, «будь то линейный корабль или небольшой тендер».4 Функции крейсеров выполняли в основном фрегаты, корветы, бриги, шнявы и т. д. Для действий в океанах и открытых морях развивалось два направления или две ветви

Судов - фрегатского и корветского ранга. В иностранных флотах крейсер, как обозначение класса кораблей, появился в 60-х годах XIX века и утвердился во всех крупных флотах в 70-х годах.

В русском флоте в официальных документах термин «крейсер» для обозначения конкретного класса кораблей впервые применили в 1878 г. для купленных в США и вооруженных трех торговых судов и строящегося корабля «Забияка». Корабли крейсерского назначения продолжали носить разнообразные названия - винтовой фрегат, корвет, клипер, полуброненосный фрегат и корвет. 1 февраля 1892 г. введена классификация боевых судов флота, согласно которой корабли крейсерского назначения стали именоваться крейсерами 1 и 2 ранга. С 10 октября 1907 г., по новой классификации, - броненосные крейсера и крейсера. По следующей классификации, в июне 1915 г., появился новый класс - линейные крейсера, и исчезло деление на обычные и броненосные.

Крейсер как имя собственное в отечественном флоте носили трофейная шнява и фрегат при Петре I, а после - еще четыре корабля. Среди последних известный фрегат, который в 1822-1825 гг. под командой М. П. Лазарева совершил кругосветное плавание. Название «Крейсер» было сначала присвоено броненосному кораблю «Петр Великий». В настоящей работе пойдет речь о кораблях крейсерского назначения, входивших в состав Российского Императорского флота; тех, которые строились, проектировались или предполагались к покупке в период с 1856 по 1917 гг., и не рассматриваются броненосные фрегаты «Адмирал Спиридов», «Адмирал Грейг», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Чичагов», построенные в Петербурге в 1866-1869 гт. и являвшиеся кораблями береговой обороны, а не крейсерами; линейные крейсера «Бородино», «Измаил», «Наварин», «Кинбурн»; пароходофрегаты, минные крейсера, крейсера корпуса пограничной стражи. Не рассматриваются также крейсера, входившие в боевой состав флота незначительное время, и некоторые вспомогательные крейсера. Так, крейсерами числились с 3 по 21 июля 1878 г. «Россия»5, «Москва»6, «Петербург»7. С 14 ноября 1891 г. по 1 февраля 1892 г. корветом числилось учебное парусное судно «Моряк».8

О крейсерах русского флота существует довольно обширная литература, частично приведенная в приложении в конце книги. Большой вклад в изучение истории русских крейсеров внес известный историк нашего флота Рафаил Михайлович Мельников. Его книги «Крейсер Варяг», «Крейсер Очаков», «Рюрик» был первым» и многочисленные статьи основаны на огромном фактическом архивном материале, впервые опубликованном и введенном в научный оборот. Издательство «Галея принт» продолжает серию книг о крейсерах русского и советского флота.

Автор выражает признательность сотрудникам РГА ВМФ, ЦВМБ, А. Аликину, С. Молодцову, А. Сидоренко за помощь в подготовке данной работы.

КРЕЙСЕРСКИЕ СИЛЫ ПОСЛЕ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ

В Крымской войне 1853-1856 гг. Россия потерпела поражение. Главный начальник флота и Морского ведомства генерал-адмирал Великий князь Константин Николаевич писал о состоянии морских сил Империи после окончания военных действий: «Черноморский флот погиб, защищая Севастополь, а Балтийский силою вещей обратился в ряд блокшивов, которые оставалось разобрать на дрова»9.

Во время Крымской войны основные усилия были направлены на экстренное строительство в Кронштадте и Санкт-Петербурге 75 винтовых канонерских лодок и корветов на Охтинской верфи и шести клиперов в Архангельске. Постройка линейных кораблей и больших фрегатов замедлилась, а в ряде случаев полностью остановилась. В начале 1856 г. Балтийский парусный флот состоял из следующего числа судов: 22 корабля (из них 9 старых и при порте), 15 фрегатов (9 старых и при порте), два корвета (один старый), 14 яхт, транспортов и пр., 126 гребных канонерских лодок. Крымская война показала, что парусные суда не могут иметь боевого значения против судов с паровыми двигателями. Из парусных судов Балтийского флота некоторые только самое короткое время употреблялись для заграничного и внутреннего плавания и гидрографических работ. По мере постройки винтовых судов, парусные причислялись к порту или разбирались по ветхости на дрова и в лом. В 1856 г. в последний раз был вооружен ; Балтийский парусный флот, который закончил свое существование перевозкой в Кронштадт и Петербург войск, оставшихся в Финляндии. Кроме того, фрегат «Амфитрита» служил в течение кампании 1856 : г. учебным артиллерийским судном, а фрегат «Кастор» и бриг «Филоктет» осенью того же года были отправлены в составе паровой эскадры в Средиземное море. Они были последними парусными боевыми судами в заграничном плавании. В 1862 г. парусные корабли, фрегаты и корветы были исключены из боевого состава флота.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.