46-пушечный фрегат «Аскольд».13 Одновременно со строительством в Архангельске фрегата «Полкан» в каменном эллинге Нового Адмиралтейства в Петербурге по подряду С. Г. Кудрявцевым сооружался фрегат «Мария». Заложен он 18 сентября 1852 г. по несколько уменьшенным чертежам английского 50-пу-шечного фрегата «Imperieuse», спущен на воду 6 июля 1854 г. В связи с начавшейся Крымской войной работы ускоряются и 5 августа на камелях «Марию» приводят в Кронштадт. На заказанные Д. Пенну механизмы английское правительство наложило секвестр, и 19 марта 1854 г. заказ на механизмы для «Марии» передан Санкт-Петербургскому гальванопластическому
Таблица 1. Деревянные винтовые фрегаты
Название |
Завод- Строитель |
Заказ или заключение Контракта |
Зачисление в списки |
Закладка. Начало Работ |
Спуск на |
Прием в казну, вступление в строй |
Исключс- Списков |
"Полкан" |
Архангельск |
9.09.1851 |
21.05.1853 |
1854 г. |
11.09.1963 | ||
"Громобой" |
Гельсингфорс |
8.06.1854 |
23.02.1855 3.04.1855 |
8.06.1857 |
1858 г. |
5.05.1872 | |
"Илья Муромец" |
Архангельск |
12.12.1853 |
25.05.1856 |
1858 г. |
11.09.1863 | ||
"Мария" (с 30.08.1856-“ Аскольд") |
Новое Адмиралтейство |
13.06.1852 |
6.08.1853 |
18.09.1852 |
6.07.1854 |
24.06.1857 |
15.07.1861 |
“Генерал- Адмирал" |
William Н. Webb Нью-Йорк |
8.09.1857 |
9.09.1857 |
9.09.1858 |
6.1859 |
14.06.1869 | |
"Светлана" |
B. C.Collas/ L. Annan Бордо |
30.06.1856 |
20.08.1856 |
1.10.1856 |
3.05.1858 |
2.10.1858 |
15.02.1892 |
"Ослябя" |
Охтинская Верфь |
21.12.1858 |
8.10.1860 |
19.10.1874 | |||
“Псресвет" |
Архангельск |
10.1856 |
19.06.1858 |
9.06.1860 |
11.1862 |
19.10.1874 | |
; “Олег" |
Кронштадтский Порт |
28.04.1858- 25.02.1857 |
27.01.1858 |
29.01.1858 |
4.06.1860 |
1861 г. |
18.10.1869 |
"Дмитрий Донской" |
Галерный Остров |
28.07.1859 |
9.09.1861 |
10.1862 |
1.04.1872 | ||
"Александр Невский" |
Охтинская Верфь |
19.12.1859 |
21.09.1861 |
11.1863 |
2.11.1868 |
Литейному и механическому заведению. Машина представляла собой точную копию паровой машины фрегата «Полкан».м Но во время войны, из-за загруженности предприятий и портов заказами по срочному строительству канонерских лодок, изготовление и монтаж машин и котлов для фрегата продвигались очень медленно. Только после окончания войны работы были завершены, и 24 июня 1857 г. фрегат, переименованный в «Аскольд», вышел на приемные испытания механизмов и развил под парами 8,25 узла. 26 сентября «Аскольд» ушел на Дальний Восток, но уже 29 сентября из-за возникших неисправностей в механизмах вынужден зайти для ремонта в Киль. В тропиках корпус «Аскольда» рассохся настолько, что на рейде бухты Саймондс-бей все палубы и подводную часть пришлось заново переконопатить. 26 марта и 17 июля 1858 г. «Аскольд» попал в жесточайший шторм: сильно пострадал рангоут, в корпусе началась течь. Мачты, поставленные Кронштадтским портом, оказались с гнилью внутри, а работы по корпусу были выполнены некачественно, и его надо ремонтировать капитально. После ремонта в Нагасаки 10 мая 1860 г. фрегат прибыл к месту назначения.