Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Крейсера Российского императорского флота 1856-1917 - Страница 7

1 - запасной штурвал; 2 - румпель; 3 - верхняя палуба; 4 - штурвал; 5 - световой люк; 6 - нактоуз главного магнитного компаса; 7 - камбуз; 8 - кат-балка; 9 - люк над паровыми котлами; 10 - люк над паровой машиной; 11 - ахтерлюк;

12 - двухпалубный шпиль; 13 - командирское помещение; 14 - колодец для подъема гребного винта


Парусно-винтовой фрегат «Громобой»


Фрегат «Светлана». 1859

«Генерал-адмирал». Ещё в 1853 г. император Николай I намеревался построить в Америке винтовой линейный корабль с мощной паровой машиной. Вскоре после окончания Крымской войны, в начале 1857 г., в США прибыл капитан 2 ранга И. А. Шестаков15 для ведения переговоров с американским судостроителем У. Уэббом о заказе винтового линейного корабля. Но 4 апреля генерал-адмирал Великий князь Константин Николаевич представил императору доклад, в котором привел доводы в пользу заказа большого фрегата. 90-пушечный винтовой линейный корабль, при существовавших взглядах морских специалистов, должен иметь мощность механической установки не менее 800 н. л.с., что значительно удорожало бы его постройку, при этом артиллерийское вооружение, с учетом установки бомбических орудий, сократилось бы до 72-74 штук. В результате приобретался «средний» линейный корабль с малым ходом. Большой фрегат, вооруженный крупнокалиберными бомбически-ми пушками по силе артиллерии не уступал линейному кораблю, а по скорости хода превосходил его. Кроме того, отмечалось, что американцы, строившие отличные фрегаты, совершенно отстали в сооружении линейных кораблей.

24 апреля 1857 г. Александр II разрешил заказать Уэббу фрегат за 1018 тысяч долларов. Контракт подписали 8 сентября 1857 г., а на следующий день в Нью-Йорке состоялась торжественная закладка - в день 30-летия Великого князя Константина Николаевича. Фрегату дали имя «Генерал-адмирал».

9 сентября 1858 г. - спущен на воду. Корпус был построен из дуба и частично из смолистой сосны, корабль нес полное парусное вооружение и был снабжен гребным винтом, приводимым во вращение двумя паровыми машинами общей мощностью 800 н. л.с., которые обеспечивали паром шесть огнетрубных котлов. Угольные ямы вмещали 750 т угля, что было достаточно для 12-суточного плавания под парами. Под парами фрегат развил скорость 12,25 узлов, а под парусами превысил 14.3 июля 1859 г. «Генерал-адмирал» прибыл в Кронштадт, имея на борту только две 3-пуцовые (273-мм) пушки системы Д. А. Дальг-рена, купленные в США, окончательно вооружен в России.

На верхней палубе расположили 22 60-фунтовыс, две 3-пудовые пушки, на батарейной палубе - 36 60-фунтовых и четыре 36-фунтовые. Имея водоизмещение 5669 т и мощность машины 2000 и. л.с., фрегат являлся самым крупным в отечественном флоте и размерами превосходил даже линейные корабли. «Своим переходом из Америки и затем дальнейшими заграничными плаваниями он стяжал себе славу лучшего парового и парусного судна этого рода не только у нас, но и во всех флотах»16. Вот как описывала новый русский фрегат английская газета «Times»: «Первое впечатление при виде «Генерал-адмирала», на расстоянии от него миль трех или четырех, с его огромным черным корпусом, прямым форштевнем без всяких носовых украшений, кроме легкого двухглавого орла, под самым бушпритом, с круглой кормой без раковин, - таково, что воображаешь пред собою одно из тех огромных судов, которые грузятся хлопчатой бумагой и которые время от времени появляются в Ливерпуле. .. По мере того, как приближаешься к фрегату, открываются ряды пушечных портов (кажущихся весьма близкими друг другу), двумя длинными линиями. И только лишь тогда, когда совершенно подойдешь к судну, глаз может вполне объять его благородные размеры, величественный борт, красивое образование форштевня, без всяких украшений (все для пользы и ничего для украшения). Через это нос значительно облегчен и постоит за себя, когда фрегату придется идти против крепкого ветра в океане».17 В тоже время фрегат имел значительный дрейф и не мог совершать повороты через фордевинд, а корпус его заражен гнилью. Поэтому в 1868 г. возник вопрос о ремонте корпуса. Тимберовка и новые механизмы требовали 960000 рублей, поэтому от ремонта отказались. Контр-адмирал А. А. Попов18 предложил перестроить фрегат в корвет с девятью 229-мм нарезными орудиями на поворотных платформах на спонсонах. Всю пораженную гнилью надводную часть предлагалось заменить железной конструкцией, обшив корпус в районе ватерлинии 203-мм броней, парусность оставить прежней, а мощность механизмов новой машины увеличить в три раза. Предложение не приняли и 14 июня 1869 г. исключили из списков, а через год разобрали.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.