Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Крейсера Российского императорского флота 1856-1917 - Страница 9

57-пушечный фрегат «Олег». 25 февраля 1857 г. с подрядчиком С. Г. Кудрявцевым заключен контракт на постройку винтового линейного корабля. Однако уже 13 июня генерал-адмирал приказал приостановить его строительство, а в августе решил из заготовленного леса построить фрегат «огромной величины» с «тяжелой артиллерией».20 К 24 августа чертежи нового фрегата были разработаны и сразу же утверждены КТК (Кораблестроительным техническим комитетом). Строителем назначен корабельный инженер полковник А. Х. Шаунбург. По первоначальному замыслу планировалось вооружение из 58 орудий (60- и 30-фун-товых) в двух (открытой и закрытой) батареях, однако через неделю после закладки фрегат перевели в ранг 57-пушечных, несколько изменив при этом состав вооружения. 30-фунтовые пушки заменены 36-фунтовыми. Количество и расположение орудий, как и на других кораблях того времени, неоднократно изменялось в ходе постройки и эксплуатации. 27 января 1858 г. фрегату присвоили наименование «Олег», а через два дня в присутствии генерал-адмирала состоялась церемония закладки. 28 апреля подписан новый контракт с Кудрявцевым на постройку к весне 1859 г. в Кронштадтском старом доке винтового 58-пушечного фрегата «Олег» из казенного леса: лиственницы с частью дуба и сосны. Работа оценивалась в 108235 рублей серебром и выполнялась мастеровыми по подряду, с привлечением «казенных указателей» (мастеров). 2 июня Особый комитет под председательством адмирала И. И. фон-Шанца пришел к выводу о целесообразности замены механизмов 500 н. л.с. на более мощные в 800 н. л.с., хотя это потребовало переделок в кормовой части и дополнительной платы к контракту в 10 тыс. руб. серебром. Механизмы 500 н. л.с. решили передать на строящийся в Архангельске винтовой фрегат «Пересвет». Новая машина была заказана в Англии Т. Модслею. Парусное вооружение: за образец принят фрегат «Громобой». Летом 1859 г. фрегат в доке посетил генерал-адмирал и распорядился скрепить верхнюю палубу в трех местах железными полосами по образцу фрегата «Генерал-адмирал». 4 июля «Олег» вывели из дока в неоконченном виде.

Корпус фрегата построили из лиственничного и частично дубового леса по системе Р. Саймондса. Палубы укрепили пиллерсами. Корпусные и палубные железные обухи сняли с разоруженного линейного корабля «Красный». 12 сентября работы по монтажу энергетической установки благополучно завершились, и 16 октября начались ходовые испытания. Из-за туманной погоды определить скорость по створным знакам мерной мили не удалось. 18 октября «Олег» направился в Тулон, но вынужден был зайти в Англию для устранения обнаруженных неисправностей в машине.


Фрегат «Псресвет». 1862



Теоретический чертеж (первоначальный вариант) фрегата «Олег»

А - проекция «бок»; б - проекция «корпус»

23 мая 1861 г. присоединился к русской средиземно-морской эскадре, а в Кронштадт возвратился только 26 мая 1862 г. 16 сентября 1863 г. снова ушел в Средиземное море, где провел почти два года (до мая 1865 г.). Затем еще четыре года провел в плаваниях по Балтийскому морю. 3 августа 1869 г., при отработке совместного маневрирования броненосной эскадры Балтийского моря, броненосная батарея «Кремль» на скорости около 7 узлов протаранила «Олег» в левый борт в районе машинного отделения. Через 15 минут фрегат затонул на глубине 68 м, а над водой остались только верхушки брам-стенег длиной около метра. Погибло 16 человек, а 487 членов экипажа и воспитанников Морского училища удалось спасти.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.