Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Крейсерские операции Российского флота - Страница 10

Дальнейшее развитие клиперов привело к созданию крейсеров 2 ранга. Эти корабли хотя и обладали необходимой мореходностью и скоростью, но из-за небольшого водоизмещения, уже не обладали той дальностью хода, которая позволяла бы им совершать длительные переходы. Небольшое водоизмещение предопределило их боевые и эксплутационные характеристики. Б конечном счете, они стали выполнять задачи в прибрежной зоне, являясь ближними разведчиками, лидерами миноносцев и т. д.

Парадоксально, но когда грянула война против островного государства - Японии, русские универсальные крейсера-рейдеры, в свое время созданные для борьбы против торговли островного государства, по многим причинам не смогли выйти в море для выполнения своих прямых обязанностей. По иронии судьбы на страх врагу все они были поставлены в одну линию с основными силами, при этом, не только не усилив общий потенциал, а наоборот ослабив его.

Б свою очередь их функции были переложены на сомнительные корабли - крейсера 2 ранга, еще недавно являющиеся торговыми пароходами. Новоявленные вспомогательные крейсера по своей сути не являлись новичками в русском флоте и при соответствующей организации дела могли принести известную пользу. Это при условии, если в качестве вспомогательных крейсеров использовались бы соответствующие пароходы-крейсеры, при разработке которых учитывались их будущие военные профессии. Обладая большой дальностью хода, довольно высокой скоростью, отличной обитаемостью и неплохими эксплуатационными характеристиками они должны были совместно с бронепалубными крейсерами эффективно выполнять боевую задачу по уничтожению военной контрабанды. Но в процессе войны, с большим опозданием, Морское министерство, не имея плана и подготовленных ресурсов, организовало крейсерские операции, опираясь на случайные коммерческие пароходы, в спешке купленые за рубежом.

Возможно, что с поставленной задачей они бы справились, если бы Морское ведомство и МИД России заранее подготовились к этой операции. Но эпизодические выходы в море новоявленных «купцов-крейсеров» вдали от театра военных действий для противника остались незамеченными. Реакцией на их действия была политическая трескотня в Европе. Россия, боясь военного конфликта с европейскими державами, была вынуждена свернуть крейсерские операции.

Читатель, прочитав книгу, узнает, чем кончились боевые приключения вспомогательных крейсеров. События Русско-японской войны показали, что крейсерские операции Морским ведомством были подготовлены из рук вон плохо. Даже те незначительные силы были использованы неграмотно и преступно. Результаты крейсерских операций периода Русско-японской войны, в конечном счете, дискредитировали саму идею крейсеров-рейдеров, и в дальнейшем в России, а затем и в Советском флоте они более не разрабатывались и не создавались.

Часть 1

КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПАРОВОГО СУДОСТРОЕНИЯ1

За несколько лет до Крымской войны, обеспокоившись появлением на Западе и, прежде всего, в Англии и во Франции, винтовых кораблей, в России, после успешных работ с Архимедом, вначале в 1851 г., а затем в 1852 г. начали строить два 44-пушечных винтовых фрегата Папка и и Мария. Одновременно с этим по примеру западных стран начали переделывать в винтовые парусные линейные корабли Выборг, Константин и Open. Однако из-за отсутствия в стране производства паровых машин, для строящихся кораблей машины были заказаны в Англии. Но в связи с началом Крымской войны, успели получить машину только для Выборга. Таким образом, к 1855 г. только один линейный корабль вошел в строй с винтовым движителем.

Б 1855 г. из-за катастрофического положения с паровым флотом была принята судостроительная программа строительства винтовых кораблей.

Б соответствии с утвержденной программой было запланировано построить для Балтийского флота: три винтовых линейных корабля; три винтовых фрегата; 14 винтовых корветов и шесть винтовых клиперов.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.