С развертыванием работ по строительству деревянных кораблей океанской зоны были начаты работы по созданию оборонительного флота для защиты столицы с моря. После постройки двух опытных канонерских лодок по проектам И. И.Шанца и И. А.Шестакова было запланировано построить 75 лодок. Стоимость корпусов лодок оценивалась по 20 тыс. руб., а машин, устанавливаемых на лодках, от 50 до 75 номинальных сил по 18 916 руб. Б соответствии с программой вначале было построено 38, а затем еще несколько десятков. Итого к 1856 г. было введено в строй 75 лодок.
Для создания эскадры океанской зоны было заложено 14 деревянных винтовых корветов. Корветы строились по одному и тому же проекту. Стоимость постройки корпуса одного корвета в зависимости от места строительства оценивалась примерно от 101 до 124 тыс. руб. На корветах устанавливались машины мощностью в 200 номинальных сил, стоимостью каждой по 50 тыс. руб.
Переоборудование парусных линейных кораблей 74-пушечного Константина, 1 10-пушечных Орпа, Гангуда2 и Боны в винтовые шло с трудом из-за необходимости полной переделки конструкции корабля для обеспечения установки машины. Одновременно с переделкой вышеназванных кораблей шло строительство новых винтовых линейных кораблей Ретвизана и Императора Николая I.
Помимо корветов были начаты постройкой шесть винтовых клиперов. Стоимость постройки корпуса одного клипера оценивалась в 63,98 тыс. руб., а стоимость изготовления паровой машины в 150 номинальных сил оценивалась в 40 тыс. руб.
Б 1857 г. был разработан Морским ведомством штат военного флота России. Состав штата был следующим:
Для Балтийского флота:
18 линейных кораблей; 12 фрегатов; девять пароходо-фрегатов (колесных); 14 корветов; 100 канонерских лодок.
Итого по Балтийскому флоту - 153 судна.
Для Черноморского флота:
Шесть корветов; девять транспортов; четыре парохода.
Итого по Черноморскому флоту - 19 судов.


Схема боковых видов: а) американского монитора Passaic; 6) российской броненосной башенной лодки Вещун
16 |
Крейсерские операции Российского фпота |
С_V |
Для Белого моря:
Три парохода; два транспорта. Итого в Белом море - пять судов.
Для Каспийского моря:
14 пароходов; 10 шхун; шесть транспортов; девять барж; три кусовых лодки.
Итого в Каспийском море - 42 судна.
Для Сибирской флотилии:
Шесть корветов;1 шесть клиперов;1 пять пароходов; одна шхуна; два транспорта.
Итого для Сибирской флотилии - 20 судов.
Этот штат был одобрен и утвержден императором к постройке в течение 20 лет.
К концу 1858 г. флот состоял:
Из восьми винтовых кораблей: Цесаревич, Синоп, Император Николай I, Open, Выборг, Константин, Вона и Гангуд;
Пяти винтовых фрегатов: Полкан (ех. Палкан), Аскольд (ех. Мария), Илья Муромец, Громобой и Светлана (находился на пути из Франции в Кронштадт);
16- ти винтовых корветов: Боярин, Воевода, Гридень, Иовнк, Посадник, Рында, Медведь, Вол, Буйвол, Вепрь, Волк, Зубр, Рысь, Удав, Баян и Калевала (шесть корветов на Черном море);
Шести винтовых клиперов: Разбойник, Стрелок, Джигит, Опричник, Пластун и Наездник;
75-ти винтовых канонерских лодок;
17- ти винтовых шхун;
Четырех винтовых транспортов;
Семи колесных пароходов;
45-ти небольших колесных пароходов;
Одной императорской яхты Штандарт.
Всего 182 судна по всем флотам и флотилиям.