Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Крейсерские операции Российского флота - Страница 12

Для выполнения требования по составу судов до полного штата требовалось дополнительно построить:

10 винтовых линейных кораблей; семь винтовых фрегатов; 10 винтовых корветов; 25 винтовых канонерских лодок; 15 винтовых транспортов; два колесных парохода. Всего 69 судов.

Из-за низкой эффективности линейных кораблей по огневой мощи и недостаточной мобильности и вместе с тем их высокой стоимости создания была пересмотрена программа их строительства. В дальнейшем предпочтение было отдано винтовым фрегатам, как наиболее эффективным артиллерийским кораблям того периода времени.

Тормозило строительство кораблей недостаточное финансирование Морского ведомства. Так, например, смета на 1856 г. по сравнению с 1855 г. была сокращена на 7,5 млн. руб., а смета на 1857 г. относительно сметы 1856 г. сократилась на 0,388 млн. руб. В 1858 г. на строительство кораблей было отпущено на 2 951 622 руб. меньше, чем запрашивалось Морским министерством, к тому же министерство вынуждено было передать государству часть своей прибыли в размере 2 319 000 руб.

Тем не менее, строительство кораблей, запланированных по штату, продолжалось. В 1859 г. были дооборудованы и спущены на воду, прибывшие под парусами из Николаева Синоп и Цесаревич. После дооборудования они стали винтовыми. В 1860 г. был спущен на воду, а в 1861 г. вошел в строй Император Николай I. В 1859 г. прибыл из США, построенный там винтовой фрегат Генерал-адмирал. В 1859 г. были заложены, а в 1861 г. были спущены последние деревянные фрегаты Дмитрий Донской и Александр Невский.

Таким образом, с 1859 г. по 1865 г. были построены:

Три линейных корабля: Синоп, Цесаревич и Император Николай I;

Семь винтовых фрегатов: Светлана, Олег, Генерал-адмирал, Пересвет, Ослябя, Дмитрий Донской и Александр Невский;

Ч. 1. Кораблестроительные программы парового судостроения

Шесть винтовых корветов: Баян, Калевана, Аскольд, Варяг, Богатырь и Витязь;

Семь винтовых клиперов: Гайдамак, Абрек, Всадник, Алмаз, Жемчуг, Изумруд и Яхонт;

Три канонерских лодки типа Ерш.

Всего 26 кораблей.

Из-за интенсивного развития за рубежом броненосного флота боевая эффективность деревянных кораблей, построенных в России по судостроительным программам, сошла на нет. В связи с этим программа строительства и штат 1857 г. были в корне пересмотрены. Было принято решение деревянных кораблей больше не строить.

В результате в 1860 г. приступили к разработке программы строительства броненосного флота, который был утвержден императором в 1861 г. В соответствии с этой программой было запланировано построить три броненосные батареи, взяв за основу аналогичные корабли, построенные за рубежом.

Кроме того, в 1863 г. была принята к реализации «Мониторная программа» для обеспечения обороны столицы с моря. В состав кораблей по мониторной программе должны были входить:

10 однобашенных мониторов;

Один двухбашенный монитор.

К концу 1864 г. обе программы были выполнены в полном объеме. В результате были построены:

Три броненосные батареи Первенец, Не тронь меня и Кремль;

10 однобашенных мониторов: Броненосец, Вещун, Единорог, Колдун, Пава, Пат-ник, Перун, Стрелец, Тифон и Ураган3;

Один двухбашенный монитор Смерч.

Несмотря на то, что броненосная программа была задачей государственной важности, тем не менее, новому управляющему Морским министерством Н. К.Краббе не удавалось «выбить» у государства в полном объеме необходимое финансирование программы. В 1859 г. Краббе, испрашивая на 1860 г. 22 422 803 руб., получил только 20 375 334 руб., соответственно в 1861 г. из запрашиваемых 23 1 13 849 руб. получил 21397 027 руб., а в 1862 г., запрашивая 22 231 162 руб., получил

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.