Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Крейсерские операции Российского флота - Страница 5

2

ЧО

2

О

ГО

Л

СП

СЛ

О

2


ЧО

О

О


Л.......—-'ч

8

Крейсерские операции Российского флота

Большую дальность хода. Учитывая жесткие весовые ограничения, приходилось совмещать функции многих узлов и механизмов; в частности, на первом этапе защиту корабля обеспечивали угольные ямы, размещенные вдоль бортов, впоследствии защита была усилена карапасной броневой палубой, а на броненосных крейсерах - дополнительно и бортовой броней. С этой же целью многие служебные помещения имели двойное назначение. Так, например, для экономии места торпедные аппараты и мелкая артиллерия устанавливались в помещениях церкви, в кают-компании и даже, в салоне командира. Современные скорострельные орудия обеспечивали высокую огневую мощь, причем расположение орудий позволяло крейсеру вести бой на оба борта, что было особенно важно для крейсера-одиночки. Неплохими были на крейсерах и условия обитания, как для офицеров, так и для команды. Бее офицеры, как правило, занимали одноместные каюты, а нижние чины жили в удобных командных помещениях. Наличие рефрижератора обеспечивало команду свежей провизией. Б процессе создания крейсеров шла жесткая борьба за веса, а вес - это стоимость проекта.

Удаленность морских театров друг от друга, географическое положение основных баз, а также финансовое положение Морского ведомства породили еще один подкласс кораблей - вспомогательные крейсера. Б мирное время они занимались торговлей, транспортированием грузов, попутно изучая особенности торгового мореплавания. Б военное время накопленный опыт они использовали на деле, - уничтожая «купцов» противника. Бее они, входя в состав Добровольного флота, базировались на порты Черного моря, чтобы в любой момент времени, в том числе и в зимнее время, без промедления выйти на задание, когда крейсера Балтийского моря будут скованы льдом. Торговые пароходы, вооруженные артиллерией, могли с успехом справляться с возложенными на них обязанностями по уничтожению торговли противника во время войн, но для этого необходимо было решить ряд сложных задач на международном уровне, согласуя их действия по дипломатическим каналам. А это, из-за разобщенности ведомств, не всегда удавалось. Тем не менее, русские в этом вопросе были пионерами. Интересно заметить, что русский пример использования торговых пароходов в качестве рейдеров впоследствии широко использовался во всех мировых войнах.

С воцарением на престол императора Александра III морская политика государства была переориентирована на континентальную Германию и решение проблемы проливов. Тем не менее, в судостроительных программах крейсера продолжали закладываться чуть ли не в прежних объемах. При этом следует заметить, что тактикотехнические характеристики кораблей, закладываемых по новым программам и предназначенных действовать в прибрежных водах Балтики, не корректировались и в проектах по-прежнему закладывались океанские рейдеры. Б бою все это вышло боком и за просчеты «умников» из Морского министерства приходилось расплачиваться кровью.

Начиная с 60-х годов XIX века, было создано много крейсеров - истребителей торговли, но к сожалению использовать их в боевой обстановке не удавалось. Когда началась Русско-японская война, словно сама судьба представила Морскому министерству и начальникам эскадр условия, соответствующие тактическим требованиям, на основании которых разрабатывались крейсера типа Россия, Громовой, Варяг, Аскольд, Богатырь и другие.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.