Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Крейсерские операции Российского флота - Страница 8

Эти представительные корабли во все времена своего существования были на виду у сильных мира сего. За счет своего эффектного внешнего вида они с успехом конвоировали императорские яхты с коронованными особами, представляли свою страну на международных смотрах, а также на высоком уровне выполняли различные дипломатические поручения. Крейсера поистине являлись универсальными кораблями всех времен и народов.

GD

Предисловие

Верхом совершенства деревянного крейсеростроения фрегатского ранга стал винтовой фрегат Александр Невский, построенный в 1861 г. по композитной схеме. Ему предшествовал ряд фрегатов, которые отразили в своих конструкциях противоречия переходного периода от парусного флота к паровому. Александр Невский завершил собой деревянное паровое кораблестроение. Последующее строительство железных полуброненосных фрегатов положило начало развитию нового типа крейсеров. Яркими представителями этого типа стали полуброненосные фрегаты Князь Пожарский и Минин. Использование на втором вертикальной паровой машины позволило значительно улучшить технические и эксплутационные характеристики корабля.

Б рамках судостроительной программы крейсеростроения в 1873 и 1875 гг. были заложены и построены два уникальных броненосных крейсера Генерал-адмирал и Герцог Эдинбургский. Это были представители последующего нового типа крейсеров. Закончили эту серию броненосные крейсера Владимир Мономах и Дмитрий Донской. Эти четыре броненосных крейсера были созданы по комплексной программе, предусматривающей совместно с клиперами типа Крейсер создание боевых отрядов для сменной службы на Дальнем Востоке. Они позволили в течение длительного времени эффективно решать задачи на Дальнем Востоке. На этих кораблях были впервые применены новые трехцилиндровые паровые машины двойного расширения.

На крейсере Адмирал Нахимов, построенном в рамках двадцатилетней программы, были внедрены боевая рубка, барбетные установки для артиллерийских орудий, электрическое освещение и простейшие электропривода для механизмов. Крейсер Память Азова воплотил в себе высокие скоростные качества за счет совершенства обводов корпуса и использования более совершенных паровых машин тройного расширения. При этом была достигнута скорость полного хода до 18 узлов.

Дальнейшее совершенствование крейсеров шло по пути увеличения дальности хода, улучшения бронирования и повсеместного применения сложных механизмов и электрических систем. Так на крейсере Рюрик была достигнута дальность хода 20 000 морских миль, но опять же за это надо было платить. За это было заплачено дорогой ценой - защитой артиллерии и корпуса, которая была недостаточной, что в будущем сказалось на его судьбе. Последующие крейсера Россия и Громовой имели значительно лучшие по сравнению с Рюриком характеристики, как в части бронирования, так и в защите артиллерии. Этого удалось достичь за счет использования вместо стале-желез-ной брони, брони, закаленной по гарвеевской системе. За счет использования лучшей брони удалось улучшить тактико-технические характеристики крейсера в целом.

Русско-японская война поставила жирную точку в дальнейшем развитии океанских крейсеров. Использование этих гигантов в боях прибрежной зоны в кильватерном строю дискредитировало саму идею океанского рейдера. После войны, на опыте использования в бою «эльсвикских» крейсеров, Россия начала строить броненосные крейсера типа Баян, которые были лучше приспособлены для эскадренного боя. Но эта тема выходит за рамки данной книги.

Подобная печальная судьба ожидала и крейсера корветского ранга, которые также как и фрегаты берут начало с середины XIX века. Первыми представителями этих кораблей были винтовые корветы Боярин, Варяг, Витязь, Богатырь и другие. Венцом деревянного корветостроения стал Аскольд. Корветы, как и фрегаты, были основной ударной силой крейсерских эскадр. Это они совместно с фрегатами и клиперами внезапным появлением у берегов Америки в 1863 г. способствовали развалу коалиции европейских государств.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.