Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Круг общения - Страница 1

Виктор Агамов-Тупицын



Круг общения



Виктор



Агамов


Тупицын


Круг общения - Страница 1

Круг общения - Страница 1
Круг общения - Страница 1

Данное издание оеущеетвлено в рамках еовмеетной издательекой программы Центра еовременной культуры «Гараж» и ООО «Ад Маргинем Преее»


Круг общения - Страница 1Круг общения - Страница 1

Оформление: sangatstudio © Агамов-Тупицын В., 2013 © ООО «Ад Маргинем Преее», 2013 © Фонд развития и поддержки иекуеетва «АЙРИС»/ IRIS Art Foundation, 2013



Предисловие



Своя ереда лучше чужого четверга.



Анри Волохонский



Это предиеловие пиеалоеь урывками - учитывая, что привычка пиеать в еамолете вырабатываетея, как терапия от приетупов клауетрофобии. Мозаичноеть текета, его похожееть на лоекутное одеяло (quilt) - непременный епутник «фармакологичеекого» пиеьма. Лоекутноеть по-английеки Quilty - елово, знакомое нам по роману Набокова «Лолита», где фигурирует лоекутный переонаж с этой фамилией. Со временем quilt превратилея в жанр, и мне удалоеь напечатать с дееяток таких «одеял» в периодичееких изданиях. Лоекутноеть - неотъемлемая чаеть ландшафта культуры, поекольку каждый такой ландшафт представляет собой констелляцию кластерных зон, «кругов общения». Именно в них (и благодаря взаимодействию между ними) происходит воспроизводство культуры.



«Круг общения»1 - не ковчег и не усыпальница. Скорее, это место встречи с «фантомными» персонажами, художниками, критиками и литераторами, с которыми автора этих строк связывали профессиональные и дружеские отношения.



В процессе их описания возникает вопрос: в какой мере наше стремление к сотрудничеству сочетается с тем, что мы называем взаимной симпатией, и какова вероятность того, что дружеская «повинность» и производственные отношения суть вещи совместные? Особенно если учесть, что в мире искусства контакты и связи - скоропортящийся продукт.



Причина - «конфликт интересов» между режимами дружбы и режимами профессионального творческого обмена. Ведь если в прошлом производительные силы и средства производства подразделялись на материальные и нематериальные, то теперь преимущественную роль играет имматериальная сторона дела, т. е. не какой-то конкретный продукт, а то виртуальное облако, которое его окружает2. В современном искусстве, где различия между нематериальным и возвышенным постепенно стираются, это связано с возросшим влиянием производителей имматериальных ценностей (менеджеров, рекламных агентов, законодателей мод, посредников, комментаторов и т. п.), от чьих мнений и оценок зависит материальная составляющая искусства. Следуя их примеру, художники начинают захватывать территории, на которые они прежде не покушались, тем самым создавая конкурентную атмосферу на рынке имматериальных ценностей. Профессиональный критик (теоретик, интерпретатор) перестает быть другом художника и превращается в его соперника.



Круг общения (в идеале или на стадии проекта) предполагает коллегиальное осознание причастности к происходящему, и не только в нас самих, ной в пространстве вокруг нас. Политика и революционные настроения полезны (и даже спасительны) для искусства, учитывая замедленные темпы его развития и склонность к стагнации. Жесты сопротивления и протеста, выраженные художественными средствами, отнюдь не газета, плакат или прокламация. Скорее, это альтруизм, посредством которого искусство омолаживает себя, порой с риском для жизни. Политическая рефлексия способствует обновлению культуры, придает ей динамизм и создает условия для прибавочной символизации. Революция преумножает удовольетвие от иекуеетва, но чтобы его продлить, нужна прибавочная революция. Главное - вовремя выевободитьея из тенет контекета, даже еели етремление изменить етатуе-кво - это война с ветряными мельницами.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.