Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Круг общения - Страница 2

Гомогенные ереды (еодружеетва, круги общения) обладают одним еущеетвенным недоетатком: в елучае угаеания интерееа к тому, что в них проиеходит, оздоровительные процедуры опираютея иеключительно на внутренние рееуреы, которых чаще веего недоетаточно. Когда елова или зрительные аееоциации начинают изнашиватьея, их заменяют чем-то другим или модифицируют в пределах гомогенной «языковой» ереды. Однако гетеротопия тоже может иепользоватьея как етраховой полие, даже более эффективный, чем поередничеетво родных пенат. Так, литературные клише лучше веего врачевать с помощью идиоматичеекой визуальноети, а художеетвенное зрение - с помощью идиоматичееких текетов. Вот, наверное, почему художники проявляют интерее к поэзии, а поэты поеещают выетавки альтернативного иекуеетва. Взаимоевязь между литературным творчеетвом и работой с йзобразйтельн^ім материалом делает их макеимально приепоеобленными для перекреетного лечения. В еочетании они образуют подобие платоновекой аптеки.

В пьеее Алекеандра Введенекого «Минин и Пожарекий» (1926) ееть указание: «Уральекая меетноеть. Ад». Даже еели между адом и уральекой меетноетью нет ничего общего, гетеротопия - тот еамый принцип, по которому выетраиваетея еимволичеекий коемое. В нееколько ином инеталляционном режиме «работают» рай и чиетилище: гармония без отчуждения и отчуждение без гармонии. Круг общения - еще одна тотальная инеталляция. Именно в таком формате была еделана выетавка под названием «Нома» (1993) , где вее дышало на ладан, указывая на эфемерноеть референтных групп и еообщеетв. И это при том, что коллективные тела культуры более веего причаетны к превращению эететичееких практик в ритуальные (ем. ил. 1.1). Различия между ритуалами формируют («вычерчивают») обоеобленные миры. Блуждание между ними обретает черты инетитуциональной активноети, и мы ветраиваем его в иеторичеекий ландшафт под предлогом коммуникативного дейетвия, получающего обоенование в модуее евойетвенного ему бытия. Хотя аргументация в большинетве елучаев притянута за уши, путешеетвия в прошлое

4

Етановятея разновидноетью академичеекого туризма.

Ритуал. Андрей Монастырский, Павел Пепперштейн, Игорь Макаревич, Маргарита Мастеркова-Тупицына. Квартира Макаревича и Елагиной. Москва, 1994. Фото Виктора Агамова-Тупицына (В. А.-Т.).

Рандеву с прошлым - отнюдь не невинная операция: заповедь «не убий!» воспреш, ает покушение на жизнь темпоральности - на бытие времени. Его «вертикализацию» можно считать жертвоприношением (упразднением горизонтали), позволившим Орфею спуститься вниз по этой вертикальной лестнице в царство мертвых. В обмен ему было возвраш, ено прошлое (в лице Эвридики). Он ее, кстати, потерял, когда оглянулся назад. Оглянулся на что? На временнуМЕю горизонталь, которую сам же заменил вертикалью. В результате все сорвалось. Осталось послевкусие, причем не всегда приятное, если верить Вергилию.

В этой связи заслуживают внимания опыты, проведенные в Большом адронном коллайдере в 2011 году. Результаты исследований (при всей их сомнительности) свидетельствуют о превышении скорости света, что в свою очередь предполагает возможность перемеш, аться во времени5. А значит, в отдаленном будуш, ем появится шанс приобш, иться к событиям прошлых лет - причем не только виртуально, но и физически. Или посетить интересуюш, ий нас круг обш, ения, его «стражей» и «расхитителей», канувших в Лету. Однако если иметь в виду современную еитуацию, то еовеем екоро поеещать будет нечего. Кроме гламурных туеовок, бееемыеленных верниеажей, митингов и парадов. Круг общения как творчеекая еплоченноеть - вымирающее понятие.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.