Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Кругосветное плавание - Страница 4

При этом действовал Лисянский весьма последовательно и даже напористо. Впрочем, англичане и не пытались отказываться от услуг хорошо зарекомендовавшего себя русского моряка. В результате ему первому из россиян удалось побывать на малоприветливом острове Святой Елены, где будет суждено окончить свои дни Наполеону Бонапарту, и в Южной Африке, с ее мистическим мысом Доброй Надежды. Главное же заключалось в том, что эти плавания окончательно убедили Юрия Федоровича в необходимости доказать всему миру способность русских моряков совершать кругосветные путешествия; российский флаг, по его мысли, должен был стать привычным зрелищем для стран и народов Земли. В конце концов, далеко не всегда несметные армии или капиталы, бескрайние географические пространства или количество полезных ископаемых делают державу великой или просто уважаемой в мировой семье народов. Для того чтобы тебя знали и уважали, надо хорошо знать и искренне уважать других. Добиться же этого без проведения крупных показательных и достаточно регулярных акций, в том числе и кругосветных путешествий, визитов дружбы, научных экспедиций и тому подобных предприятий, вряд ли удастся.

Вновь и вновь не оставляет ощущение, что Лисянскому постоянно везло и со временем, и с местом осуществления его самых заветных надежд. Не успел он вернуться из плаваний с англичанами (опять не смог, кстати, посетить роди-

Тельский дом в тихом Нежине), как в 1802 г. Российско-Американская компания, российское торговое объединение для освоения Русской Америки, решилась субсидировать первое отечественное кругосветное путешествие российских моряков. У этого путешествия, конечно же, немедленно появился длинный «хвост» официальных и частных поручений: понадобилось завезти товары и припасы в Русскую Америку, забрать оттуда пушнину, переправить ее на своеобразный международный рынок в Китай, в Кантон, попытаться пробить дипломатическую брешь в непроницаемой стене, которой окружила себя ото всех загадочная Япония.

Было решено в плавание направить два корабля — два шлюпа — один за счет казны государства, а другой — на средства Российско-Американской компании. Активное, деятельное участие в подготовке экспедиции принял граф Н. П. Румянцев, коммерц-министр в данное время, в последующем государственный канцлер России.

Когда очередь дошла до выбора командиров кораблей, то к кому же было обратиться, как не к волонтерам, прошедшим серьезную проверку в британском флоте.

Руководство компании сначала остановило свой взор на Ю. Ф. Лисянском, добровольно предложившим свои услуги для этого плавания, а затем — на его однокашнике по Морскому корпусу и волонтерству И. Ф. Крузенштерне. Последнего, правда, пришлось уговаривать, поскольку он недавно обзавелся семьей и совсем не стремился так скоро и так надолго расставаться с ней. Но в министерстве морских сил России была еще памятна записка-проект И. Ф. Крузенштерна о кругосветном плавании как наиболее выгодном прямом торговом сообщении между русскими портами Балтийского моря и Русской Америкой. Это во многом решило и назначение капитана корабля, субсидируемого казной, и определение Крузенштерна, как пишет Лисянский, «начальством над этой экспедицией». В то же время следует отметить, что корабли и необходимые для плавания навигационные приборы собственноручно закупал в Англии Ю. Ф. Лисянский.

Надо сказать, что официальное лидерство, официальный приоритет и прочие административные благоглупости

[ю]

Мало волновали нашего героя. Его больше тревожило отношение к экспедиции руководства Морского ведомства, с одной стороны, и будоражили воображение те открытия, которые морякам непременно предстояло сделать за время трудного плавания, — с другой.

В чиновных и сановных кругах Петербурга не слишком верили в успех столь сложного предприятия и, рассуждая о нем, прикрывали свое неверие, как издавна ведется, заботой о благе российского флота. Морской министр, настаивая на переносе экспедиции на более поздний срок, говорил, что не хочет терять дюжину хороших офицеров, которых в России и так не хватает. Однако у внука, мы имеем в виду Александра I, амбиции были ничуть не меньше, чем у его бабки, Екатерины II. Скорой войны в 1803 г. ничто не предвещало, а потому «Надежда» под командованием Крузенштерна и «Нева» во главе с Лисянским вскоре отправились в долгий путь. Они первыми из российских кораблей пересекли экватор, отсалютовав по старой морской традиции Нептуну кружками с вином и купанием неофитов в бочке с экваториальной водой. А вскоре после неформальных торжеств начались и подлинные открытия. Во всяком случае, капитан «Невы» впервые в морской практике обозначил на картах в полосе затишья на экваторе в Атлантическом океане сильное течение в восточном направлении, подтвердив тем самым идею об экваториальном противотечении, весьма важную для мореходства и географической науки.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.