Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Кругосветное плавание - Страница 6

Нельзя сказать, что кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского не вызвало никакого отклика у официального Петербурга. Наоборот, то, что творилось вокруг «Невы» после прибытия в Кронштадт, напоминало ажиотаж. На борту легендарного шлюпа побывали и министры, и вдовствующая императрица Мария Федоровна с великими князьями и княжнами, и даже сам император Александр I. Более того, создается впечатление, что на Лисянского в эти дни пролился золотой дождь: он получил три тысячи рублей в год пенсиона от монарха и десять тысяч единовременно от Российско-Американской компании. Странным диссонансом празднованию несомненной победы прозвучало заявление морского министра, который не усмотрел особой ценности кругосветного парусного «вояжа», испугавшего его чрезмерными материальными издержками. Вряд ли подобный отзыв главного морского начальника обрадовал и обнадежил русских моряков.

На ремонт они встали вместе: «Нева» в сухой док, а Ю. Ф. Лисянский отправился в лоно семьи. Прощание с сослуживцами вышло теплым, но грустным, никто не мог сказать, на сколько они расстаются и увидятся ли когда-нибудь еще. Офицеры родного шлюпа преподнесли капитану один из самых дорогих для него подарков — золотую шпагу с гравировкой на эфесе: «Благодарность команды корабля “Нева”». Грусть оказалась не напрасной, а расставание — окончательным, поскольку в январе 1809 г. Юрий Федорович навсегда простился со службой и вышел в отставку в чине капитана 1-го ранга. Ему исполнилось всего 36 лет, но здоровье потребовало пристального внимания. Постоянно беспокоили старые раны, контузии, болезни, подхваченные в тропиках, — все это, вместе взятое, делало дальнейшую службу невозможной. Так или иначе, в заявлении об отставке в качестве ее основной причины было названо «дурное состояние здоровья».

Окончательно встав на якорь, Ю. Ф. Лисянский занялся обработкой и приведением в порядок записок, которые он вел на протяжении кругосветного путешествия. Работал он с увлечением; честно говоря, и материал того стоил, и приятно было вновь пережить все перипетии славного и многотрудного вояжа. Неприятности начались позже, когда сочинение «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг. на корабле «Нева» под начальством флота капитан-лейтенанта, ныне капитана 1 ранга Юрия Лисянского» в двух частях и сопровождающий их атлас «Собрание карт и рисунков, принадлежащих к путешествию флота капитана 1 ранга и кавалера Юрия Лисянского» были полностью готовы к изданию.

Именно тогда выяснилось, что для чиновников Морского ведомства весьма важно, кто именно считался официальным руководителем экспедиции. Поскольку таковым являлся И. Ф. Крузенштерн, закономерно решивший рассказать современникам о своих впечатлениях от кругосветного путешествия, то он и получил возможность издать в 1809—1812 гг. три части записок «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева» (1310 страниц!) и сопровождающий их «Атлас к путешествию вокруг света капитана И. Ф. Крузенштерна» (СПб., 1813) за казенный счет. На долю Ю. Ф. Лисянского пришлось лишь замечание чиновников о якобы неудобоваримом слоге его работы, об отсутствии в ней целостности изложения. И это несмотря на то, что оба капитана заранее решили опубликовать два самостоятельных произведения, ибо корабли «Надежда» и «Нева» часть кругосветного путешествия совершили отдельно, побывали там, где другой в силу поставленных перед ним задач не мог и не должен быть.

Чиновные псевдоценители сочинения Ю. Ф. Лисянского не увидели, что оно отличается не только стилем, но и содержанием от повествования И. Ф. Крузенштерна. Ведь только из записок Юрия Федоровича можно узнать о жизни Русской Америки, ее природе и быте, людях, ее населяющих, их жизни и культуре. А это почти вся вторая часть книги!

Непонимание, незнание ни того, что представляет первое российское кругосветное путешествие отечественных моряков для престижа России, ни того, каково место этого события в истории России, в истории ее морского флота, в истории культуры страны, привело к заключению тогдашнего морского министра П. В. Чичагова, что об одной экспедиции два произведения не нужны, а в результате к отказу в каком-либо субсидировании издания трудов Лисянского.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.