— бухта в заливе Аляска (1888) (в 1929 г. название изменено Береговой службой США на Барлинг);
— залив в архипелаге Александра (1908);
— мыс, пролив и полуостров в архипелаге Александра (1883);
— остров в группе Гавайских островов, открытый Ю. Ф. Ли-сянским в 1805 г.;
— подводная гора в Охотском море в районе Курильских островов, открытая научно-исследовательским судном «Витязь» в 1949—1955 гг.;
— полуостров в Охотском море к востоку от города Охотска;
— река в архипелаге Александра, названная в 1955 г. по заливу Лисянского.
Но лучшим памятником Юрию Федоровичу Лисянскому, безусловно, служит то, что он совершил во имя своей страны и на благо всего человечества. Роль же пьедестала этого монумента выполняют его книги, рассказывающие о кругосветном путешествии в 1803—1806 гг. на корабле «Нева» и ныне с интересом читаемые, а значит, зовущие в море тех, кто имеет счастье обладать неизвестным науке «органом странствий». Цепь этих неуемных странников и странных непосед, видимо, непрерывна, и каждое из звеньев названной цепи не только равно другому, но и одинаково дорого как современникам событий (сознают они это или нет), так и их близким и дальним потомкам. В конечном счете все равно оказывается прав поэт, впрочем, с поэтами это случается достаточно часто:
...После смерти все сначала Начинается опять.
Лягиенко Леонид Михайловичу
Профессор, кандидат исторических наук
Путешествие вокруг света в 1803 -1806 годах на корабле «Нева»
Пу ТЕШЕС
ВокрУгъ сВ
П * # К к * ° u
Въ 18 о 3. 4*
ПО ПОВЕЛ*111
ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО
ЕКСАНДРАI
О V А »
В А к О Г -
НЕВ
По Д’Ь
Лота Капжшшъ ~ Лейттаиг 1~го ранга и ка , я лис я 1
Ттшщ
Предисловие
Российско-Американская компания1, управляющая всеми заведенными в Америке селениями2, по причине величайшей отдаленности, всегда встречала почти непреодолимые затруднения в снабжении их жизненными припасами и другими необходимыми нужными вещами, отчего цены на все эти предметы возвысились до крайности. Это обстоятельство заставило ее помышлять о средствах, могущих отвратить чрезвычайную дороговизну и доставить безопасный и удобный путь к пересылке разных вещей в ее селения, где, вместе с умножением промыслов, умножались и нужды, ранее не существовавшие. К достижению этого намерения имелось одно только средство, т. е. водное сообщение упомянутых мест с Европейской Россией из Балтийского моря вокруг мыса Горн, или Доброй Надежды, к северо-западному берегу Америки. Директоры Компании наконец решились сделать первый опыт столь полезному, но по своей новизне многим препятствиям подверженному предприятию. А чтобы эта попытка могла быть произведена с желанным успехом, они прибегли к помощи бывшего тогда министра коммерции графа Николая Петровича Румянцева и министра морских сил адмирала Николая Семеновича Мордвинова. Эти особы с великим усердием способствовали совершению столь полезного дела, сообщив о нем императору Александру Павловичу. Император, одобрив это предприятие, повелеть соизволил отправить к американским селениям два корабля — «Надежду» и «Неву». Но так как правительство, для большего расширения русской торговли, желало установить сношения с богатым соседним японским государством, оно назначило туда посланником действительного статского советника Резанова. Поэтому «Надежде» предписано было идти на Камчатку и в Японию, а «Неве» — в Америку.

Адмирал граф Н. С. Мордвинов, министр морских сил России