Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Легенды и предания осетин - Страница 2

Общая характеристика образа. Тексты демонологии о женщине-волчице были и есть очень популярные среди осетин. Это небольшие рассказы о реальных женщинах, при жизни которых их настолько боялись, что вряд ли отважились бы указать на них, но об умершей женщине-волчице, как правило, рассказывают охотно. Обычно, чтобы превратиться в волка, как рассказывают, такая женщина бежит к мельнице, проходит по желобу и выпрыгивает уже волком. В таком состоянии она бежит к скотине и пускает ей кровь, не съедая. Затем обратно проходит по желобу и превращается в женщину. Далее тексты развиваются по двум типам. Первый тип - это тексты о женщине-волчице, у которой мужчина крадет одежду; женщина-волчица просит прощения, просит вернуть одежду и не рассказывать односельчанам об увиденном; мужчина возвращает ей одежду (иногда за выкуп); иногда мужчина проговаривается и тайное становится явным. Второй тип - это тексты о женщине-волчице, которую мужчина из села замечает и ударяет каким-нибудь предметом; на следующее утро какая-нибудь женщина в селе оказывается недомогающей, с меткой от удара; сельчане делают вывод, что она и есть женщина-волчица. Таким образом, все тексты о женщине-волчице можно условно разделить на два типа; первый тип - это тексты о женщине-волчице, у которой крадут одежду, второй тип - это тексты о женщине-волчице, которую в момент ее превращений ударяют каким-нибудь предметом.

Крадут у героини вещи и в других сюжетах фольклора индоевропейских народов, например, в русских, осетинских и других индоевропейских волшебных сказках герой сказки крадет одежду у девушки-птицы, когда она прилетает на озеро купаться со своими подругами, сестрами и т. д. События указанного нами сюжета отмечены номером 313 по указателям АТ, СУС и развиваются по сценарию «свадьба».

Схемы сравниваемых сюжетов фольклора таковы: Русская, осетинская и другие индоевропейские волшебные сказки: герой сказки на берегу озера (реки) крадет у девушки-птицы одежду->при констатации этого факта, героиня произносит брачную формулу->испытания ->свадьба.

Осетинская демонология: первый тип рассказов о женщине-волчице - герой повествования у мельницы прячет одежду; женщины-волчицы ->герой повествования возвращает ей одежду, второй тип - мужчина из села замечает женщи-ну-волчицу и ударяет ее каким-нибудь предметом-) на следующее утро про недомогающую женщину говорят, что она и есть женщина-волчица.

По поводу того, что женщину-волчицу метят ударом каким-нибудь предметом можно привести сюжет осетинского Мартовского эпоса, в котором превращенную девушку тоже метят (сюжет «Яблоко Мартов»). Схемы сравниваемых сюжетов народной культуры таковы:

Марты (героический позитив):

Героиня - невеста-голубка из воды

Яблоко нартов <- вода (урон - золотое яблоко)

Ранит мужчина = сын «волка»->свадьба

Осетинская демонология:

Героиня - женщина в возрасте - женщина — волчица

Село-^вода, мельница (урон - ягненок, какая-нибудь скотина) ранит мужчина = заместитель божества? ->болезнь.

Итак, первый тип рассказов о женщине-волчице соответствует эпизоду с кражей одежды индоевропейской волшебной сказки, а второй тип рассказов о женщине-волчице структурно соответствует по принципу зеркала сюжету Мартовского эпоса. В случае с голубкой происходит творение трех сфер космоса с ее помощью, так как она (небо + вода) включает в космические события представителя земли (и подземного мира), а в демонологическом тексте женщина-волчица (земля + вода), обладая способностью превращаться в волчицу, пытается произвести ритуальные действия, но в подземном мире. Обладает ли она этими полномочиями?

Почему мы сделали вывод, что мужчина, ранящий женщину - божество или выполняющий его роль простой смертный? Потому, что предметом, способным убить или ударить человека или деревом в мифологии индоевропейских народов, владеет именно божество. Громовержец' или божество Нижнего мира. Исходя из того, что мы имеем дело с осетинской мифологией, такие действия может производить охранитель скота, патрон волков, Тутыр^ или его древняя иранская ипостась Курдалагон - Варгон^ Божество Нижнего мира, в славянской мифологии Волос-Велес, тоже является скотьим богом. Таким образом, функция Тутыра и Велеса - охранительная. Какие у них отношения с женщиной-волчицей: наказывают они ее или производят ритуальные действия? Если наказывают по-настоящему, то она не обладает полномочиями ритуального превращения в волчицу и принесения в жертву какой-нибудь скотины и является исполнительницей своего

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.