Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Легенды и предания осетин - Страница 4

Еще один сюжет о женщинах-волчицах, скорее констатация исторического факта - это сожжение ведьм в Дигорском ущелье. Записанный нами текст устной прозы - совершенно уникальное свидетельство, во всяком случае, мы еще не нашли таких же свидетельств в других местах Северной и Южной Осетий. Произошло это, видимо, потому, что в Дигорском ущелье существовало на какой-то период времени недопонимай ие/абсолютное непонимание функции женщины-волчицы в духовной культуре осетин (10 прил.), а вред, наносимый ею, был очевидным. Мы можем предположить, что ее образ имел и имеет функцию баланса, уравновешивания верхних и нижних сил, так как в осетинской народной культуре вообще не выражена идея несомненного зла, причиняемого нечистой силой. Кроме того, не следует забывать, что образ женщины-волчицы посвящен женскому типу поведения, что может представлять дополнительный интерес с точки зрения психологии. Тексты несказочной прозы о превращении мужчины в волка у осетин встречаются крайне редко, во всяком случае, мы за все время полевых работ не записали ни одного.

Единственным является также текст, в котором женщина-волчица производит действия войлочной плетью, явно сказочным атрибутом (11 прил.). Кроме того, она залезает то ли на трубу печки дома, то ли на трубу мельницы (рассказчица путается), но в результате всего вышеописанного женщина превращается в волчицу. Нами найдена волшебная сказка, в которой описаны подобные же действия героини в «волчьей шкуре». Героиня этой сказки вынуждена выйти замуж за отца, так как обувь и наперсток ее умершей матери подходят только ей. В волчьей шкуре и на трубе она попадает в большую реку, на берегу реки ее встречает юноша, они женятся и т. д. (12 прил.). ,

Записаны тексты о превращениях женщины-волчицы в черную кошку и пьющую кровь ребенка. Поясняется, что у нее очень сильный плевок"; что она часто болела, и после каждой ее болезни в селе кто-нибудь умирал. Она была связана с чертями и когда заболевала, то чью-то душу (лучших) отдавала за свою. После ее смерти в селе умирали только очень старые'^; о том, что все знали, что такая-то - ус-бирагь и боялись ее. Охотники встречали ее в лесу, и охота была неудачной.... «Брат шел, увидел у мельницы одежду. Хотел тронуть, его предупредила женщина «не трогать». Узнал по голосу нашу соседку. Проклинает (женщина-волчица мужчину), он заболевает, знахарь его вылечивает, знахарь указывает причину болезни - женщина-волчица»

Обратимся к текстам сюжета 707 АТ, СУС осетинской

" «МД», №1, 1994, исп. Бекузарова X. (93 г., г. Алагир), 21.05.1993 г. зап. Дзуцев А., №10.

'^«МД», №6,1994, исп. Дзугкоева 3. (Владикавказ), в декабре 1992 г. зап. Дзуцев А., №25.

'^«МД», №6,1994, исп. Хацаева р.(64 г., с. Синдзикау), в декіабре 1992 г. зап. Дзуцев А., № 22.

Волшебной сказки, в которых фигурирует «мельница», чтобы выяснить характер нашей героини в контексте уже не только осетинской демонологии, но и других жанров фольклора индоевропейских народов. Итак, в подавляющем большинстве сказочных текстов сюжета 707 АТ, СУС осетинской фольклорной традиции перед своей смертью жена оставляет свой башмак и наперсток, либо только башмак, советуя подобрать жену по этим предметам. Светлоглазая, с потрескавшимися пятками женщина, именно такая, от которой умирающая жена пыталась уберечь мужа, обманом выходит за него замуж. В результате деятельности светлоглазой колдуньи дочери умершей первой жены оказываются в яме, затем на мельнице алдара.

Мельница. Мельница как место, играющее важную роль в судьбе героинь, встречается довольно часто в волшебной сказке, а именно в сюжете 707 АТ, СУС. В героинях указанного сюжета можно и должно, на наш взгляд, видеть земную ипостась трех чудесных девушек, которые встречаются в разных вариантах в разных сюжетах русской, осетинской, других индоевропейских волшебных сказках и в сказках, попавших под их влияние. Проанализируем два варианта сюжетного типа «Царь Салтан» 707 АТ, СУС'^ осетинской волшебной сказки, содержание дается в символическом ключе и кратко по тексту:

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.