Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Легенды и предания осетин - Страница 8

Сокаева Д. В. Сюжет волшебной сказки. Владикавказ. 2004; она же: Девушка-іггйца в осетинской и русской волшебных сказках (на материале сюжегного типа АТ 313) // Фольклор народов РСФСР, Уфа, 1991.С.118-129; она же: Сокаева Д. В. Образ « грех девушек» - «трех женщин» в сюжете 707 АТ, СУС «Чудесные деги» осетинской волшебной сказки и в сказке Пушкина о царе Салтане // Вторые Владикавказские пушкинские чтения к 200-легию А. С.Пушкина Владикавказ. 1999. С.76-77; Сокаева Д. В., Албе-гова З. Х. Опыт сопоставления осетинского фольклорного образа девушки-птицы с данными этнографии и археологии // Тезисы XIX Крупновских чтений. М., 1996. С.140-141.

'¦•’Нарты. Осетинский героический эпос. (Эпос народов СССР) Книга 1. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1990.-С.7.

“Там же. С. 12.

^'Там же. С.20.

“Там же. С.27.

Два мотива по В. И.Абаеву: 1. Сказание о близнецах Ахсаре и Ахсартаге, сыновьях Уархага (выслеживание «чудесного вора», ворующего ночью яблоки с яблони Нартов), стерегущих сад, женитьба Ахсартага на дочери Донбеттра, Дзерассе, смерть братьев в результате недоразумения, проистекающего из их сходства и рождение близнецов Урызмага и Хамыца;

2.Женитьба Уархага на Дзерассе. Есть еще и третий мотив, этиологического характера: рождение от умершей Дзерассы Сатаны, первого коня и первой собаки^.

Сюжет прилета птиц к определенному месту (трех, реже - двух) известен по волшебной сказке осетин. Они либо живут в башне, либо с неба (неизвестно откуда) прилетают к молочному озеру. Есть в осетинской волшебной сказке птицы, трижды облетающие небо за день. Проведенное нами исследование показало, что мифологема «птица-озеро (иногда птица-дерево)» - миф творения. Индоевропейский русский материал подтвердил наше предположение.

С Дзерассой, девушкой-птицей в Нартском эпосе осетин связан этиологический мотив рождения Сатаны, первоконя и первособаки.

Мотив трех птиц (голубей), дублирующийся мотивом «голосов с дерева и т. д.» встречается также в волшебной сказке. В этом случае, птицы - не существа женского пола.

В топонимических преданиях птицы садятся на то или иное место, место определенным образом называется, либо место объявляется святым.

В несказочной прозе осетин встречается образ «раестмае-дзаеуджытае». Буквальный перевод - «те, встреча с которыми приносит добро». В несказочной же прозе есть легенды о «амондгаенджытае» - буквально - «те, которые делают судьбу». Это трое мужчин с птичьими головами, которые появляются в момент рождения ребенка, они «делают судьбу».

“ Абаев В. И. Проблемы нартского эпоса // Нартский эпос. Орджоникидзе. 1957. С.79-80; он же: Мартовский эпос осетин //В. И.Абаев Избранные труды. Религия. Фольклор. Литература. Владикавказ. 1980. С 153.

Наговаривают/ произносят ее. Либо выбирают в стаде барана, который будет предназначаться в жертву, т. е. являются регуляторами обрядовой жизни народа.

Девушка-птица осетинской волшебной сказки встречается в сюжете 313 А, В, С АТ, СУС^'*, в сюжетах, в которых фигурируют девушки-птицы башни, в сюжетах с простыми превращениями девушки в птицу.

Интересующий нас сюжет имеет международное распространение и подробно описан в Указателе, выпущенном под редакцией С. Томпсона: «313. Девушка помогает герою бежать (Девушка участвует в спасении героя)».

1.  Герой попадает в Страну великана-людоеда. (а) Мальчик обещает себя великану - людоеду в качестве уплаты долга, проигранного в азартные игры...(в) Он видит девушек (превратившихся из лебедей), купающихся в озере, и крадет лебединое оперение одной из них: она соглашается выйти за него замуж и берет его с собой в дом своего отца...-(c) Герой следует за птицей в дом великана-людоеда.

2.  Задачи великана-людоеда.(а) Великан-людоед запре

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.