Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Линкоры Бисмарк и Тирпиц - Страница 2

По-разному сложилась судьба этих кораблей. «Бисмарк» успел совершить единственный короткий поход, во время которого одержаї громкую победу над «Худом» — красой и гордостью британского флота, — а затем погиб в неравном бою с главными силами Флота метрополии. « Тирпиц», напротив, почти всю войну провел в лабиринтах норвежских фьордов, ни разу не приняв участия в настоящем морском сражении, однако само его присутствие являлось поистине стратегическим фактором, оказывавшим огромное влияние на обстановку на северном театре военных действий, что стало одним из ярких примеров воплощения классического принципа «fleet in being». Конец « Тирпица» стал не менее символическим: низведенный до роли плавучей батареи, он погиб под бомбами английских бомбардировщиков, словно доказывая, что линкоры уступили свое вековое владычество на море кораблям новых классов.

«Бисмарк» и «Тирпиц» избалованы вниманием историков и публицистов. Им посвящен не один десяток монографий, брошюр и журнальных статей, несколько «персональных» интернет-сайтов. Традиционно большой популярностью пользуются они у моделистов. Отечественному читателю тема знакома, главным образом, по переводным публикациям, изданным в последние годы. Тем не менее, работ, содержащих как достаточно подробное техническое описание, так и рассказ о боевом пути обоих кораблей, на русском языке до сих пор не издавалось. Предлагаемая вашему вниманию книга является попыткой исправить создавшееся положение.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ_

Германский флот секретно начал концептуальные исследования по проекту 35 000-тонного линкора в 1932 году. Их целью был подбор оптимальных элементов корабля заданного водоизмещения: вооружения, защиты и скорости. Выбор 305-мм главного калибра позволял создать хорошо сбалансированный корабль, но за такое ограничение калибра выступала только Великобритания, в то время как Франция уже строила линкоры с 330-мм орудиями. Поэтому рассматривался вариант с вооружением из 8 330-мм орудий и 30-уз. скоростью. Было признано, что при водоизмещении в 35 ООО т возможно создание такого корабля с хорошей защитой, в то время как 350-мм главный калибр требовал водоизмещения 41 000 т. Весной 1934 года в Управлении кораблестроения Имперского Морского ведомства были начаты предварительные разработки проекта линкора «Б» водоизмещением 35000т. Первоначально были сформулированы следующие требования к проекту: водоизмещение — 35 000 т; вооружение — 8 330-мм, 12 150-мм, 16 105-мм; бронирование — главный пояс 350 мм, пояс в оконечностях 150 мм, броневая палуба 100 мм, скосы и палуба над погребами и рулями 120 мм, верхняя палуба 50 мм, барбеты башен ГК 350 мм, барбеты 150-мм орудий 150 мм, боевая рубка 400 мм, противоторпедная переборка 60 мм, противоосколочная защита борта 60 мм.

Вскоре стало очевидно, что выбранный уровень защиты нельзя обеспечить в пределах 35000-тонного водоизмещения, поэтому главный пояс решено было уменьшить до 320 мм, пояс в носу до 70 мм, в корме до 90 мм. Рассматривались различные варианты энергетической установки — дизели, паровые турбины и тур-боэлектрическая установка. Достоинствами последней, хорошо зарекомендовавшей себя на американских авианосцах «Лексингтон» и «Саратога» и трансатлантических лайнерах, были более простая конструкция турбин (вращавшихся только в одном направлении), более точный контроль за скоростью вращения винтов, быстрое переключение с переднего на задний ход и более короткие валы винтов, дававшие меньшую вибрацию на высоких скоростях. Осенью 1934 года кораблестроительный отдел рассчитал примерные размеры корабля с восемью 330-мм орудиями, аналогичными линкорам «О» и «Е» бронированием, вспомогательной и зенитной артиллерией и скоростью хода 30 уз.

Во время обсуждения проекта 2 ноября 1934 года был поднят вопрос о скорости корабля. Было решено, что для превосходства над французскими линкорами «Дюнкерк» и «Страсбург» и равенства с будущими линейными кораблями других стран, необходимы скорости 33 уз. (максимальная), 30 уз. (продолжительная) и 21 уз. (крейсерская). Однако это не было согласовано с главой общего отдела вице-адмиралом Гюнтером Гузе, сократившим эти цифры до 29/27/21 уз. соответственно. Последние и были приняты для первого и второго предварительных проектов, но 26 ноября их вновь снизили до 28 уз. на мерной миле (т. е. на испытаниях) и 27 уз. в море. Водоизмещение при этом оценивалось в 37 200 т. В качестве основной схемы размещения главной артиллерии рассматривались четыре двухорудийные башни — наиболее предпочтительный

Прототип  по мнению германских моряков вариант. Та-

«Бисмарка» —  кое размещение, хотя и дававшее большие вес

Линкор «Шарн -  и длину, чем трех - и четырехорудийные вари-

Хорст», 1939 г.  анты, обеспечивало лучшее управление ог

Нем, его равномерное распределение по оконечностям, более простые системы подачи и, как следствие, более высокую скорострельность. Кроме того, схема имела большую живучесть, а меньшая ширина барбета давала преимущества при проектировании оконечностей.

Тем не менее, Ю ноября главнокомандующий военно-морским флотом адмирал Эрих Редер указал, что водоизмещение ни при каких обстоятельствах не должно превышать 35 000 т, а размеры корпуса должны учитывать ограничения существующих доков и мест стоянки. В итоге требования к проекту были пересмотрены, но существенно не ослаблены. Принимая во внимание «рост» проекта в процессе его детальной разработки и постройки, конструкторы пришли к выводу о невозможности снижения водоизмещения ниже 37 200 т. Перепроверка расчетов кораблестроительным отделом подтвердила этот вывод. 21 декабря адмирал Редер согласился со следующими предложениями общего отдела, поддержанными отделами кораблестроения и вооружения:

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.