Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Лубянка - Страница 6

Особое положение в условиях НЭП стала занимать внешняя торговля. Требовалось строгое наблюдение за тем, чтобы ни одно государственное учреждение, а тем более частное лицо, не вело самостоятельно без ведома и согласия Наркомвнешторга операции по закупке товаров за границей. Экономические отделы губчека обязывались не допускать на территорию РСФСР контрабандистов, а также коммерсантов, представителей иностранных фирм, которые не имели разрешения центра.

С момента образования ЭКУ большое внимание уделяется ее кадровому составу. 5 марта 1921 года Коллегия ВЧК приняла решение об укреплении работы в хозяйственных органах, для чего «каждый более или менее ответственный чекист» должен получить должность на производстве, совмещая ее с работой в ЧК. По этому поводу Председатель Особмежкома писал, vto распределять чекистов нужно через Высший Совет Народного Хозяйства и «все это должно быть сделано с согласия ЦК».

Предполагалось организовать при ЧК Бюро связи с рабочими заводов и фабрик. 4(Администрация, зная о постоянном контроле, подтянется, а ЧК будет всегда в курсе и не допустит безобразий на заводах, фабриках и в учреждениях. Эта работа не будет стоить ЧК никаких расходов, а результаты будут колоссальны».

На этом же заседании было предложено организовать при каждой коммунистической ячейке ^(особое бюро содействия органам ВЧК по борьбе с преступлениями по должности, саботажем, проведением контрреволюционной и другой преступной деятельности».

В центре и на местах предлагалось организовать особые комиссии с участием представителей ЧК и под их непосредственным руководством для проверки личного состава главков и их местных органов. Комиссия имела право увольнять с работы. Руководство осведомителями возлагалось на Экономическое управление, секретные и транспортные отделы ВЧК.

В этот период ЭКУ по существу стало дублировать работу Рабкри-на, проводя такую же инспекцию. Критикуя Рабкрин за мягкотелость и непрофессионализм, руководство ВЧК хотело полностью оставить за собой функции контроля за промышленностью и сельским хозяйством.

29 июня 1921 года Коллегия ВЧК в связи с новой экономической политикой поручила Ихновскому и Дзержинскому выработать новые основные положения о задачах и методах работы Экономического управления. Протоколом совещания о реорганизации Экономического управления от 24 июля 1922 года на должности начальников отделов были утверждены наиболее видные руководители ВЧК — ГПУ Ун-шлихт, Менжинский, Усов, Фельдман, Пилляр, Благонравов, Петерс, Кацнельсон.

В 1921 году неурожай охватил богатейшие губернии: Саратовскую, Самарскую, Сибирскую, Царицынскую, части Вятской, Уфимской и Астраханской, а также Немкоммуну и Татреспублику. Поэтому урожайные губернии должны были сдать государству хлеба больше, в порядке налога не только за себя, но и за пораженные голодом регионы. Государство вынуждено было переложить недобор зерна в 60 миллионов пудов на урожайные губернии.

Перед органами ЧК была поставлена задача «оказать продработни-кам всевозможную поддержку и помощь, но в случае обнаружения преступления пресекать его в корне, беря на учет всех работников, которые своими нетактичными действиями возбуждают население и идут в разрез с новой продовольственной политикой». Содействие органов государственной безопасности продовольственной работе выражалось также в предоставлении воинских частей для принудительного

Воздействия на волости и села, отдельные группы населения; в посылке агентуры в те населенные пункты, жители которых отказывались выполнять натуральный налог, для «вылавливания злостных агитирующих элементов и выяснения виновных в порче или сокрытии продуктов».

Таким образом, окончание иностранной военной интервенции и гражданской войны, переход к новой экономической политике обусловили изменения в организации и деятельности всего советского государственного аппарата, в том числе органов госбезопасности.

Основные усилия органов ВЧК были нацелены главным образом на содействие хозяйственным учреждениям страны в реализации экономической политики, на выявление, предупреждение и пресечение действий, непосредственно направленных на подрыв экономики страны.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.