Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Лубянка - Страница 7

Однако жизнь показала, что этого было недостаточно. Введение НЭП, новых хозяйственных механизмов требовало создания всесторонней правовой базы как для функционирования рыночных отношений в сфере экономики, так и для деятельности государственного аппарата и органов госбезопасности.

Главным этапом в развитии правового регулирования деятельности по обеспечению экономической безопасности страны явилась реформа органов государственной безопасности. В декабре 1921 года ВЦИК принял решение сузить полномочия чрезвычайных комиссий и возложил борьбу с нарушениями законов советских республик на судебные органы.

6 февраля 1922 года декретом ВЦИК ВЧК была упразднена. Для выполнения задач по подавлению контрреволюционных выступлений, бандитизма, борьбе со шпионажем и контрабандой, охране железнодорожных и водных путей сообщения, политической охране границы, недопущению незаконного перехода границы, выполнению специальных поручений президиума ВЦИК или СНК по охране «революционного порядка» при НКВД РСФСР было создано Государственное политическое управление «под личным председательством Наркомвнудела или назначаемого Совнаркомом его заместителя». Общий надзор за деятельностью ГПУ возлагался на Народный комиссариат юстиции.

Непосредственно задачи борьбы с экономической контрреволюцией возлагались на Экономическое управление ГПУ—ОГПУ, которое явилось органом, руководящим борьбой с преступлениями, направленными на подрыв хозяйстэрнной жизни РСФСР. Экономическое управление решало задачи по систематизации и изучению поступающих с мест оперативных и следственных материалов о преступлениях.

2 Лубянка

Связанных с товарообменом, свободной торговлей, спекуляцией, выявлением экономического шпионажа, и выработкой на их основе предложений и рекомендаций по нейтрализации преступной деятельности.

Управление обладало правом иметь своих официальных представителей в хозяйственных органах страны, которые должны были присутствовать на всех заседаниях коллегий наркоматов и учреждений с правом совещательного голоса, назначать обследования и ревизии, затребовать от РКИ все необходимые материалы. ЭКУ через руководство чекистских органов имело право «входить с представлением в СНК и Совет труда и оборой^ (СТО) по вопросам изменения структуры, штатов и порядка работ учреждений». Также могло подготавливать свои мотивированные предложения об увольнении отдельных должностных лиц, самостоятельно применять аресты в отношении должностных лиц хозяйственных наркоматов.

В Положении об экономической части ГПУ РСФСР говорилось, что для выполнения стоящих задач работу надо проводить в «совершенно секретном порядке», исключающем всякое официальное вмешательство в хозяйственные органы. Для разработки ЭКУ пользовалось правом внедрения в хозорганы страны агентуры, проверки ревизионных материалов РКИ. Разрешалось проводить «обыски, выемки, повальные операции и т. п.». ЭКУ обладало правом «законодательной инициативы», свои законодательные предложения и заключения могло направлять через Председателя ГПУ в СНК, СТО или ЦК РКП(б).

На Управление также возлагалась борьба с экономическим и техническим шпионажем, под которым понималась «продажа или передача производственных, финансовых и других секретов государственных учреждений, объединений и отдельных предприятий» в ущерб РСФСР.

Для более тщательной проработки вопросов организации деятельности чекистских органов по противодействию экономической контрреволюции ЭКУ имело право приглашать на свои заседания представителей хозяйственных предприятий с правом решающего голоса. Принятые при их участии постановления являлись обязательными для данного предприятия, ведомства. В целях вовлечения ответственных работников ГПУ в экономическую жизнь страны на каждом совещании по хозяйственным вопросам обязаны были присутствовать члены Коллегии ГПУ. Работа ЭКУ обсуждалась на заседаниях Коллегии ГПУ не реже двух раз в месяц.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.