Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Лубянка - Страница 8

После преобразования ВЧК в ГПУ организационная работа была направлена на адаптацию органов государственной безопасности к новой экономической политике, выявление новых проблем, которые встали перед экономическими подразделениями. При реорганизации ЭКУ переименовали в Экономчасть ГПУ. Но 19 июня 1922 года согласно приказу Управделами ГПУ Экономчасть получает прежнее наименование — Экономическое управление.

В ГПУ была создана специальная комиссия, члены которой проверяли работу отделов и отделений ЭКУ. В результате проверки комиссия пришла к определенным выводам: нет плана работы ЭКУ, отсутствуют квалифицированные работники, недостаточно материальных средств. ЭКУ ставило задачи, которые выполнить не могло. В силу этого комиссия признала целесообразным свернуть Экономическое управление в отдел. По ее выводам было разработано Положение об Экономотделе ГПУ и его штатах.

Коллегия ГПУ в основном одобрила деятельность комиссии, но тем не менее, учитывая нарастающий объем работы, оставила ЭКУ в ранге управления, при этом обязав Председателя ГПУ «взять на себя руководство реорганизованным Экономуправлением и принять деятельное участие в его реорганизации».

На этом заседании было решено коренным образом изменить структуру Экономического управления. Ее начальником был назначен Кацнельсон, которому поручалось пересмотреть весь состав сотрудников, оставив только квалифицированных специалистов. Было предложено изменять штаты при реорганизации по мере надобности. Комиссия по реорганизации упразднила торгово-финансовый, продовольственно-кооперативный, статистико-информационный и осведомительный отделы. В структуру ЭКУ вошли следующие отделы: финансовый, внуторга, Внешторга, сельскохозяйственный, промышленности, информационный, общий и канцелярия.

Одной из кампаний чекистских органов по борьбе с преступлениями в сфере экономической деятельности государства явилась борьба со взяточничеством. 1 сентября 1922 года СТО образовал специальную комиссию под председательством Дзержинского, наделив ее широкими полномочиями. Комиссия имела право усиливать репрессивные меры в пределах действующего уголовного законодательства: привлекать к уголовной ответственности не только дающих и берущих взятки, но и лиц, знавших об акте взятки и обязанных по своему служебному положению принять меры для немедленного преследования, однако не принявших их; вырабатывать новые меры законодательного характера против взяточничества; организовывать показательные процессы по обвинению во взяточничестве; контролировать на всех стадиях договоры и подряды; проводить совместные летучие ревизии аппаратами РКИ и розыскных органов; вести борьбу со взяточничеством в масштабе страны, выделив для этого во всех административных и хозяйственных организациях наиболее проверенных лиц. Комиссия при СТО провела работы по созданию ведомственных и местных комиссий по борьбе со взяточничеством, охватив почти все учреждения страны. ЭКУ ГПУ по существу явилось «техническим» аппаратом комиссии по противодействию взяточничеству.

В марте 1922 года перед органами госбезопасности была поставлена глобальная задача по борьбе со спекуляцией: «На почве товарного голода НЭП, особенно в Москве, принял характер ничем не прикрытой, для всех бросающейся в глаза спекуляции, обогащения и наглости. Этот дух спекуляции уже перебросился в государственные и кооперативные учреждения и втягивает в себя все большее количество лиц вплоть до коммунистов. Этому надо положить конец». Экономическому управлению было дано указание подготовить доклад в ЦК ВКП(б), в котором отразить влияние спекуляции на материальное положение рабочих и дать практические рекомендации по пресечению деятельности злостных спекулянтов. В частности, выселение из крупных городов, конфискация имущества, ссылка вместе с семьями в отдаленные районы и лагеря, усиление санкций судебного преследования.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.