Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Лётчики-испытатели - Страница 6

Через двадцать минут машина очень спокойно заходит на посадку и подкатывает к группе собравшихся начальников НКВД и ВВС. Мы в стороне, и нас просят не подходить. Выслушав экипаж, начальники в лимузинах отправляются в Москву. Теперь летчики рассказывают нам. Они довольны. Нюхтиков отмечает простоту пилотирования. Грузят в автобус и нас...

Когда мы вернулись, выяснилось, что все зэки ждали нас почти как освобождения. Наш отчет вызвал бурю восторгов. Поздно вечером, когда страсти поулеглись, все работавшие на “103-й” собрались в дубовой спальне. Не было речей, вина, тостов. Была потребность всем вместе поздравить своего шефа. Хотя большущее окно в решетках, в коридоре неслышно ходит попка, более свободной и теплой дружеской беседы я не помню.

Испытания шли хорошо, — продолжал Н. И. Душин. — На четвертом или пятом полете сняли максимальную скорость. В ангаре, где был филиал шараги, для нашей работы была отведена маленькая комнатка. В ней шли совещания, разборы полетов, во время которых туда набивалась масса народу. Тесноте способствовали “тягачи”, ведь у каждого из нас был “свой”...»

Как видно, взгляды очевидцев несколько расходятся в деталях. К этому надо быть готовым и в дальнейшем, когда мы будем рассматривать события столь давних лет, даже если прибегать к наблюдениям, суждениям, оценкам наиболее информированных и объективных участников этих событий... «Врет как очевидец». Такой приговор заставляет в поисках истины спасаться не столько использованием некоего внутреннего «детектора лжи», сколько количеством по-своему ценных свидетелей...

Уже к следующему полету, к 30 января 1941 года, установили увеличенные, то есть «нормальные», кили, и была дана оценка характеристик устойчивости с ними. До апреля месяца было выполнено только три полета: два — в феврале и один — в марте. Причинами были необходимость проведения доводочных работ на «103», а также неблагоприятная погода. В этот период Михаил Александрович необычно мало летал и на других машинах: общее число полетов (на Ар-2, ДБ-ЗФ, СБ, Пе-2, Ил-2, ДБ-А) не превышало двух десятков.

Важно отметить другое. В это время стало уже очевидно, что самолет СБ — основной фронтовой бомбардировщик нашей страны, имевший массу модификаций и усовершенствований, явно устарел. При создании самолета А. А. Архангельского Ар-2, служившего развитием СБ, ставилась задача увеличения скорости полета — за счет более мощного двигателя и большей наірузкй на крыло. Другой важной целью было достиже-

Фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2; опытный экземпляр этого самолета впервые поднимал летчик-испытатель М. А. Нюхтиков, 29 января 1941 г.

Ние возможности использования машины в качестве пикирующего бомбардировщика, для чего потребовалась установка на самолете тормозных решеток под крылом. Однако прирост скорости составил всего около 30 км/час — она была равна 480 км/час на высоте 4700 метров. Крейсерская скорость также была недостаточной — 320 км/час. Потому работа по созданию фронтового бомбардировщика нуждалась в продолжении. Так был спроектирован Пе-2. Он имел хорошую скорость (540 км/час на высоте 5000 метров), потолок — 8800 метров. Но при весьма малой дальности (около 1300 км) недостаточной была и бомбовая нагрузка.

А. И. Туполев

Это определялось, в частности, неудачным подбором профилей крыла.

Самолет Ту-2 создавался по собственной инициативе заключенных конструкторов А. Н. Туполева. Поначалу им навязывали проектирование тяжелого четырехмоторного бомбардировщика. Об этом нам рассказывал Павел Альбертович Ивен-сен, наш общий с Михаилом Александровичем друг, замечательный конструктор, сподвижник Р. Л. Бартини и П. И. Гроховского, также оказавшийся в «туполевской шараге» после четырех лет пребывания на Соловках. Интересна деталь, о которой вспоминал Павел Альбертович: «Во время работы над Ту-2 на улице Радио наиболее активно проявлял себя ближайший помощник Андрея Николаевича С. М. Егер. Туполев же оказался подавленным всем происходившим...»

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.