Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Лётчики-испытатели - Страница 7

Благодаря использованию более мощных моторов АМ-37 и другим особенностям самолет Ту-2 имел более высокую, чем Пе-2, скорость полета. А максимальная бомбовая нагрузка Ту-2 (3000 кг) была вдвое выше, чем у Ар-2, и втрое выше, чем у Пе-2. Мощнее было и вооружение. Максимальная дальность полета самолета Ту-2 с нормальной бомбовой нагрузкой составляла 2500 км и была почти вдвое большей, чем у Пе-2.

С 11 апреля по 30 апреля Нюхтиков выполнил уже четыре полета — для определения характеристик скороподъемности самолета и его скорости на различных высотах. С 4 по 29 мая он со своим экипажем совершил девять таких полетов, а также шесть полетов иного назначения. После этого были проверены возможности машины при бомбометании, в том числе с пикирования (33 полета)...

Трудно представить более будничное, сухое описание первого вылета и начальной стадии испытаний легендарного впоследствии самолета, чем то, которое дал Михаил Александрович Нюхтиков. Тем более впечатляют итоги этой работы. Скорость опытного самолета Ту-2 («103» с моторами АМ-37), доведенного конструкторами и испытателями, оказалась равной 640 км/час на высоте около 8 км, в то время как даже истребители — и наши, и заграничные — давали тогда 550—560 км/час, и лишь истребитель МиГ-3 давал примерно ту же скорость на той же высоте 8 км. Будучи по основному своему первоначальному предназначению фронтовым бомбардировщиком, машина получилась универсальной: она была, в частности, и пикирующим бомбардировщиком, способным пикировать практически отвесно (без превышения предельно допустимой скорости) — благодаря оснащению ее эффективными воздушными тормозами.

В некоторых воспоминаниях идею создания Ту-2 приписывают кому угодно, только не Туполеву. Упоминают в качестве возможного инициатора даже Л. П. Берию. Михаил Александрович хранил подаренную ему копию с эскиза, выполненного в тюрьме самим Туполевым. Анализируя этот эскиз, можно было проследить ход мыслей Андрея Николаевича в его переходе от бомбардировщика СБ к Ту-2. Сначала это были выполненные рукой конструктора поправки, коснувшиеся плошади крыла, формы центроплана. Затем «нормальное» оперение было заменено на двухкилевое. Очень большое внимание Андрей Николаевич придавал компоновке кабины, обзору летчика, штурмана и стрелка. И, главное, рукой Туполева была указана запланированная им скорость полета — 650—700 км/час. Между прочим, говоря о воспоминаниях сподвижника Туполева Л. Л. Кербера, Михаил Александрович заметил как-то, что в них немало придуманного, неточного: «Неверно, будто скорость Ту-2 была Туполеву предписана Берией. Туполев задолго до “общения” с ним поставил эту цифру — 650 — как главную цель, под которой расписался».

Нюхтиков вместе со своим экипажем и ведущим инженером В. А. Ми-руцем испытал также (в мае — июле 1941 года) усовершенствованный вариант самолета — «ЮЗУ», с тем же мотором АМ-37 водяного охлаждения, но с измененной компоновкой кабины, увеличенным до четырех человек — вместо трех в исходном варианте — экипажем и усиленным вооружением. С 18 мая по 9 июля экипаж выполнил 47 полетов на этой модификации самолета. Как и на «103-й», полеты на «ЮЗУ» велись от зари до зари. Вдень выполнялось от двух до четырех испытательных полетов, с упором на исследования устойчивости, а также бомбометания с пикирования. Скорость этого самолета составляла около 610 км/час.

Война внесла в планы серийного производства самолета Ту-2 существенные поправки. Осложнения были связаны прежде всего с тем, что ОКБ Туполева, эвакуированное в Омск, одновременно с налаживанием серийного производства самолета строило собственно завод. Мотор водяного охлаждения АМ-37 заменили мотором воздушного охлаждения

АШ-82. В 1942 году завод успел выпустить около 75 самолетов, прежде чем был перепрофилирован, к сожалению, на выпуск истребителей А. С. Яковлева. С мая 1942 года началось боевое применение Ту-2 — на Калининском фронте, под командованием М. М. Громова. Тогда в первом же боевом вылете звено М. П. Васякина взорвало склад боеприпасов под Ржевом, который не удавалось разбомбить в пяти предыдущих налетах самолетов Пе-2. И Туполев, и Нюхтиков говорили впоследствии о большом вкладе Васякина в становление Ту-2 как боевого оружия. Крупной серией, на трех заводах самолет Ту-2 («103С») с мотором воздушного охлаждения АШ-82 ФН начали строить с конца 1943 года. С 1944 года в боевые части стали поступать хорошо отлаженные уже самолеты Ту-2С — именно они были признаны у нас впоследствии лучшими фронтовыми бомбардировщиками своего времени. Кто мог и подумать о таком признании тогда, когда Нюхтиков впервые познакомился с предшественником Ту-2, точнее, с макетом «103»?

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.