Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Микеланджело - Страница 2

Микеланджело, судьба которого с 1534 года тесно связана с Римом, пытается сохранить верность принципам Возрождения, но в атмосфере нарастающего мракобесия сделать это почти невозможно. Отсюда неудовлетворенность художника, приступы пессимизма, неверия в себя и вообще в разум как основу человеческого общества. Представление о гармоничном устройстве мироздания сменяется тяжелыми раздумьями о его противоречивости.

И все же даже самые мрачные предчувствия не могли заставить Микеланджело изменить себе и отказаться от борьбы и работы, которая составляла основной смысл его существования. Титанические образы, созданные Микеланджело, это не просто плод его воображения или результат подражания античным образцам, это часть его собственной личности — личности борца, который и в жизни и в искусстве не терпел ни малейшего проявления лжи, насилия, мелочности и не побоялся вступить в единоборство с самим папой римским.

Микеланджело пользовался величайшим уважением современников, его суждения и беседы с ним записывались и печатались, он не знал горечи непризнания своих заслуг в искусстве — их никто и никогда не оспаривал. Перед ним преклонялись не только купцы и ремесленники, художники и поэты, но и сильные мира сего — герцоги, кардиналы, папы; каждый из них хотел быть увековеченным в творениях этого мастера, которого они величали «божественным», хотя не упускали случая проявить свою власть и нанести ему жестокие обиды и унижения.

Микеланджело (точнее Микеланьоло) ди Лодовико ди Лионардо ди Буонарроти Симони родился 6 марта 1475 года в маленьком городке Капрезе. Отец его был направлен туда флорентийскими властями на должность подеста — так назывался временный правитель города, избиравшийся из жителей других городов, чтобы сохранить беспристрастность в решении местных дел. Через год, сразу по окончании срока должности, семья вернулась во Флоренцию. Рано проявив интерес к искусству, Микеланджело с большим трудом преодолел сопротивление отца, принадлежавшего к знатному, но обедневшему флорентийскому роду. Отец его больше всего ценил богатство, а к искусству относился как к занятию недостойному. Тринадцати летним мальчиком Микеланджело поступает в обучение к известному флорентийскому живописцу Доменико Гирландайо.

Страстно увлекаясь скульптурой, он через год оставляет своего первого учителя и в 1489 году переходит в скульптурную школу, известную под названием «Сады Медичи». Это была своеобразная придворная академия, созданная некоронованным властителем Флоренции Лоренцо Медичи, прозванным за широкий образ жизни и покровительство искусствам Лоренцо Великолепным.

В «Садах Медичи» ученики находились на полном обеспечении Лоренцо Великолепного. Тщательно изучали работы античных мастеров, собранные в саду флорентийского монастыря Сан Марко, где Лоренцо устроил своего рода фамильный античный музей.

Именно здесь, в условиях полной творческой свободы, сложилось мироощущение Микеланджело, которое впоследствии вступит в жестокое столкновение с окружающей жизнью.

Интерес к античности, связанный с пробуждением в человеке жажды жизни, был одной из наиболее ярких сторон культуры Возрождения. Не деяния святых, умерщвляющих свою плоть, не аскетические идеалы привлекают внимание человека Возрождения; образцом для его поведения служат подвиги античных героев — мужественных, сильных, не боящихся вступить в схватку ни с богами, ни с тиранами, угрожающими свободе их родины. Обращение к античности, проповедуемое гуманистами — учеными, писателями, историками, юристами, — распространяется на все: классически ясный латинский язык их сочинений, на столь же ясный, четкий «гуманистический» шрифт первопечатных книг и рукописей, на коллекционирование литературных и художественных памятников Древнего Рима, на украшение облика города. Богатые горожане заказывают для себя просторные и красивые дома-дворцы, дают средства на постройку церквей, монастырей, общественных зданий, пышных надгробий, которые должны возвеличить их город или род. Улицы и площади итальянских городов украшаются скульптурами античных героев или наемных полко-водцев-кондотьеров, которые помогали тому или иному правителю одержать победу над противниками.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.