Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Москва. Утраты - Страница 2

Буквально по крохам, из различных архивных источников, косвенно подтверждавших подобные факты, собирались сведения для этой книги о разрушенных московских ламятниках истории и архитектуры.

Из олубликованной литературы использовались изданные до революции книги, лосвященные истории отдельных церквей, а также труды историка московских церквей М. И. Александровского. Я очень благодарен его ученику, незабвенному Валентину Сергеевичу Попову, щедро делившемуся со мной своими обширными знаниями.

Описание разрушенных памятников в этой книге ведется по отдельным историческим районам города — Кремлю и Китай-городу, Белому городу (внутри Бульварного полукольца), Замоскворечью, Земляному городу (внутри Садового кольца) и далее в пределах современной городской границы, а в каждой главе описание идет по ходу часовой стрелки — слева налраво.

О многих из снесенных зданий не рассказано в этом описании, в нем перечислены лишь самые значительные наши лотери«

Итак, лечальный синодик лредлагается читателю...

Г

К

Ш

>

Собор Спаса на Бору 11 Чудов монастырь 15 Вознесенский монастырь 25 Малый Николаевский дворец 28 Церковь Благовещения 31 Церковь святых Константина и Елены 32 Залы Большого Кремлевского дворца и Оружейная палата 34 Памятник Александру II 37 Памятник великому князю Сергею Александровичу 39

Собор Спаса на Бору

Во дворе Большого Кремлевского дворца еще сравнительно недавно можно было увидеть старинную небольшую церковь, почти вросшую в землю. Это был собор во имя Спаса Преображения, называвшийся «что на Бору».

По летописному известию в 1330 г. князь Иван Калита «заложил церковь камену на Москве, близ своего двора...» Само название собора — «что на Бору» — говорило, казалось, о древности его. Как объясняют все путеводители, тогда вокруг него шумел дремучий, вековой бор. Однако, эта, наиболее распространенная, версия вызывает определенные сомнения. Как выяснили археологи, проводившие изыскания на Кремлевском холме, уже в XI в. на его вершине был поселок с торжищем, и говорить, что через две сотни лет, во времена Ивана Калиты, вокруг Спасского собора еще был дикий лес, по меньшей мере, наивно. С гораздо большей вероятностью можно предположить, что собор был построен на месте древнего торга — ведь слово «бор» означает еще «налог», «денежную повинность» (отсюда и такие слова, как «сбор», «поборы», «собирать» и т. д.), и место, где собирали этот налог, так и называлось «Бор», и тогда церковь стояла именно «на Бору», то есть там, где находилась торговая застава, у слияния двух рек, Москвы и Неглинной — двух торных дорог древности.

В той старой церкви, по сообщению летописца, в 1319 г. было временно положено тело тверского князя Михаила Ярославина, убитого в Золотой Орде.

Убийство это было прямым следствием жестокого соперничества Мос> ковского и Тверского княжеств, между Юрием Даниловичем московским и Михаилом Яроспавичем тверским. Оба они заискивали перед золотоордынским ханом, оба брались выколачивать с русских мужиков побольше дани — то побеждал в своих происках Юрий, то Михаил. Как рассказывает в своей «Истории России с древнейших времен» С. М. Соловьев, «Юрий недаром жил в Орде, он не только оправдался в обвинениях Михайловых, но умел сблизиться с семейством хана и женился на сестре его, Кончаке, которую при крещении назвали Агафиею».

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.