Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Москва. Утраты - Страница 7

Грека Исидора, олатынил бы он русскую церковь, исказил бы древнее благочестие, насажденное у нас святым князем Владимиром».

Исидору удалось бежать из монастыря, но великий князь приказал не преследовать его. «Исидор нощию исшед тайно, — рассказывает летописец, — и со учениками своими, с Чернцом Григорием и Афанасием, и побежал с Москвы ко Твери, а изо Твери к Литве, да и к Риму». В Риме он и умер в 1462 г.

Чудов монастырь оказался связанным с, может быть, наиболее драматичными событиями в русской истории, когда само существование Руси как самостоятельного, суверенного образования было под угрозой.

Это было «смутное время», время разорения, нестроения и шатания всей русской земли, после которого она вышла обновленной, строющейся, укрепляющейся, пока через триста лет ее не настиг очередной удар, после которого, надо надеяться, она снова выйдет возрожденной.

Чудов монастырь оказался связанным с судьбой главных действующих лиц драмы «смутного времени»: Лжедмитри-ем I, Василием Шуйским и патриархом Гермогеном, и если для первого Чудов монастырь был только одним из этапов в самом начале его головокружительной карьеры, то для двух других он стал мрачным свидетелем их либо политической, либо физической смерти.

Было высказано много предположений о происхождении Лжедмитрия. По наиболее вероятным из них, он был сыном гапицкого дворянина Богдана Отрепьева, стрелецкого сотника, погибшего в московской Немецкой слободе, вероятно, в пьяной драке.

Его сын Юрий попал в молодости к боярам Романовым, и, когда царь Борис Годунов обрушил свой гнев и преследования на них, Юрию Отрепьеву пришлось спасать свою' жизнь в монастыре — он постригся в монахи под именем Григория и, пользуясь протекцией, попал в кремлевский Чудов монастырь. Его заступники просили архимандрита, «чтоб его велел взять в монастырь и вепел бы ему жити в келье у деда у своего у Замятни».

Знаменитая сцена Пушкина, в которой Пимен произносит:

Еще одно, последнее сказанье...—

И летопись окончена моя...

Происходит в келье Чудова монастыря, в которой Григорий, проснувшись, рассказывает Пимену о смутившем его покой сне:

Мне снипося, что лестница крутая

Меня вела на башню; с высоты

Мне виделась Москва, что муравейник;

Внизу народ на площади кипел И на меня указывал со смехом,

И стыдно мне и страшно становилось —

И, падая стремглав, я пробуждался,,.

Григорий, обуреваемый честолюбивыми помыслами, бежит из Чудова монастыря, попадает в Польшу и оттуда, поддерживаемый поляками, приходит во главе войска в Москву. Он овладевает троном, венчавшись на царство 21 июля 160S г. в Успенском соборе Кремля.

Долго на московском троне сидеть Григорию Отрепьеву не пришлось. Через десять месяцев в столице вспыхнуло восстание — «17 мая в четвер-

Том часу дня, прекраснейшего из весенних, — рассказывает Н. М. Карамзин, — восходящее солнце осветипо ужасную тревогу столицы: ударил в колокол сперва у св. Илии' близ двора гостинного и в одно время загремел набат в целой Москве, и жители устремились из домов на Красную пло-щидь, с копьями, мечами, самопалами».

Лжедмитрий, спасаясь от топпы, выскочил в окно и разбился. Его принесли во дворец и уже там убили. Тепо его было вывопочено на Красную площадь и положено иа Лобное месте, где, как передает современник, «лоложипи ему иа брюхо гнусную маску (найденную в комнатах у Марины), дудку в рот, вопынку под мышку, и медную деиьгу в руку, как бы в награду за игру его».

Руководителем боярского заговора, свергнувшего Лжедмитрия I, бып Василий Иванович Шуйский, «ложипой, 54-летний боярин небольшого роста, невзрачный, подслеповатый, человек неглупый, но более хитрый, чем умный, донельзя изолгавшийся и изынтриганившийся, прошедший огонь и воду, видавший и ппаху и не попробовавший ее только ло милости самозванца, против которого он исподтишка действовал, большой охотник до наушников и сильно побаивавшийся колдунов».

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.