Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Москва. Утраты - Страница 8

Его «выкрикнули» царем на Красной площади и он оставался им четыре бурных года, с 1606 по 1610 г., в государстве, пораженном голодом, сотрясаемом восстаниями, осажденном интервентами.

В середине 1610 г. положение царя Василия стало критическим — его войска потерпели сокрушительное поражение в сражении с польскими войсками под деревней Клушино. С запада к Москве приближался гетман Станислав Жолкевский, с юга — Лжедмитрий II, а в самой Москве раздавались призывы расправиться с правительством. Глава заговорщиков Захар Ляпунов 17 июля 1610 г. собрал у Арбатских ворот дворян и детей боярских и объвил им о необходимости свести Шуйского с престола. После сходки иа Красной площади толпа во главе с Ляпуновым отправилась в Кремль, захватила царя Василия и отвела в его городской дом, а вскоре туда, как рассказывает Н. М. Карамзин, «явились Захария Ляпунов, Князь Петр Засекин, несколько сановников с Чудовскими иконами и Священниками, и велели Шуйскому готовиться к пострижению, еще гнушаясь новым цареубийством, и считая кепию надежным преддверием гроба. "Нет! — сказал Василий с твердостью. — Никогда не буду Монахом". И на угрозы ответствовал видом презрения; но смотря на многих известных Москвитян, с умилением говорил им: "Вы некогда любили меня... и за что возненавидели? за казнь пи Отрепьева и клевретов его? Я хотел добра вам и России; наказывал единственно злодеев — и кого не миповап?" Вопль Ляпунова и других неистовых заглушил речь трогательную. Читали молитвы пострижения, совершали обряд священный, и не слыхали уже ии единого слова от Василия: он безмопствовап, и вместо его произносил страшные обеты монашества Князь Туренин. Постригли и несчастную царицу, Марию, также безмолвную в обетах, но красноречивую в изъявлениях любви к супругу: она рвалась к нему, стенала, называла его своим Государем милым. Царем великим народа недостойного, ея супругом законным и в рясе Инока. Их разлучили силою: отвели Василия в монастырь Чудовский, Марию — в Ивановский».

Из Чудовского монастыря низложенного царя отвезли в Иосифо-Вопо-коламский монастырь, а там он попал в руки гетмана Жолкевского, который и увез его в Польшу, предварительно сняв с него иноческое платье, «одев во изрядные ризы» — ведь королю Польши надо было видеть не пленного монаха, а ппеииого русского царя. В Польше Василий Шуйский и умер через два года после своего пленения.

Здание этой церкви сохранилось иа Ильинке, д. Ns 4.

В монастырском храме Чуда архангела Михаила, в глубоких белокаменных подвалах, по преданию был заключен патриарх Гермоген. Твердый защитник интересов православия, он не шел ни на какие компромиссы. Гермоген требовал крещения Марины Мнишек, чем и вызвал недовольство первого самозванца. Патриарх противился кандидатуре польского королевича Владислава на русский престол. Поддерживая Михаила Романова, он выступал против боярских предложений о присяге королю Польши Сигизмунду III.

На требование изменников-бояр остановить русское ополчение, приближающееся к Москве, Гермоген твердо ответил: «Я их благоелавляю против вас стояти и помереть за православную христианскую веру». Тогда-то и арестовали Гермогена.

Он не смирился с оккупацией Москвы и, находясь под домашним арестом, стал рассылать грамоты по Русской земле с призывами выступать против интервентов. Мужественный латриарх отвечал на угрозы врагов: «Да будут те благословени, которые идут на очищение Московского государства, а вы, — говорил он боярам, — окаянные московские изменники, будете прокляты».

Последние дни жизни бесстарашного патриарха, которого называли «непоколебимым столпом», поддерживающим «великую палату» — Россию, — прошли в заключении: было ему «гонение и теснота великая». Гермогена посадили в подземную тюрьму, морили голодом — «олечалиша его кормлею и питием», и патриарх-страдалец скончался 17 февраля 1612 г. «по многом страдании и тесноте».

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.