
Министерство образования Российской Федерации Смоленский государственный педагогический университет
Е. В.Кодин
«ГАРВАРДСКИЙ ПРОЕКТ»

Москва
2003
ББК (7 Сое); 63.3(2)63 К 55
Издание осуществлено при финансовой поддержхе Администрации Смоленской области
Кодин Е. В.
К 55 «Гарвардский проект». - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. — 208 с.
Книга посвящена анализу умонастроений бывших советских граждан, оказавшихся волею судьбы в послевоенной Европе в лагерях для перемещенных лиц в американской зоне оккупации. Особое внимание уделяется истории создания Русского исследовательского центра и опросам, проведенным Гарвардским университетом в 1950—1951 гг., в основном, на территории Германии. В приложениях приводятся анкеты и вопросники, содержащие информацию о функционировании советской системы.
Издание рассчитано на широкий круг читателей.
ISBN 5 - 8243 - 0385 - 1
© Е. В.Кодин, 2003.
© Смоленский государственный педагогический университет, 2003.
© «Российская политическая энциклопедия», 2003.
От автора
Эта книга написана в России, в педагогическом университете одного из древнейших городов страны — Смоленска. Автор работает здесь многие годы, преподает историю. Сфера его научных интересов — сталинизм в российской провинции и то, как это историческое явление находит отражение в исследованиях американских ученых.
Однако предметом изучения в данной работе стала не только американская советология и методы получения новых источников информации о сталинском довоенном Советском Союзе, но и оценки сталинизма бывшими советскими гражданами, сознательно решившими не возврашаться на родину из стран Европы после окончания II мировой войны.
Материалы об этом были получены американскими учеными в результате реализации так называемого «Гарвардского проекта», когда в 1950—1951 гг. ими было опрошено в Европе несколько тысяч советских «невозвращенцев». Где эти данные хранятся сегодня? В Гарвардском университете. В библиотеках, в первую очередь, Дэвис центра, бывшего Русского исследовательского центра, и в архиве университета.
Именно там, благодаря финансовой поддержке правительства США по гранту Американских советов по международному образованию (American Councils for International Education: ACTR/ACCELS), автор имел возможность изучить все относящиеся к проекту материалы, то есть вначале была работа в Гарвардском университете. Книга стала ее результатом.
Однако без доброго, чуткого отношения ответственных за программу американских коллег и сама научная командировка в США могла бы не состояться. Это стало возможным благодаря Люси Джилки, руководителя региональной программы обмена учеными в Государственном департаменте, Мэттью Оумету и Наталье Домбровской — непосредственным администраторам программы в Вашингтоне, а также их коллегам из московского представительства Энтони Колихи и Олегу Акимову.