Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Обращение к новому эмигранту - Страница 3

В той или иной степени интерес к России начал проявляться в Америке с середины 1880-х годов. Все началось с первых переводов книг Тургенева, Толстого, Лескова, Гоголя, Достоевского. При этом особой популярностью пользовались работы последнего, то есть в значительной степени первые впечатления у простого американца о России — это мрачный, сырой.

Холодный, голодный и криминальный Петербург Достоевского, что вряд ли вызывало положительные эмоции и позитивное отношение к далекой и непонятной российской «terra incognita».

И вполне возможно, что как раз из-за этого в 1885 г. в Оберлин колледже штата Огайо впервые вводится курс по российской и восточно-европейской истории для работы будущих миссионеров в этой части света.

Но и сама по себе жизнь все же требовала дальнейших контактов. Интерес к России распространяется в целом на сферу культуры и искусства. И американцы узнают новые имена — Чайковский, Мусоргский, Шаляпин, Репин, Станиславский. А лекции Ковалевского (1901 г. — Чикаго) и Милюкова (1903 г. — Чикаго, Бостон), публичные выступления Горького (1906 г. — Нью-Йорк, Бостон) впервые познакомят их с политической системой России, ее особенностями, характерными чертами внутренней и внешней политики.

Но это произойдет уже после того, как в 1894 г. изучение России началось как бы официально. Это случилось на пять десятилетий позже, чем во Франции и Германии, и на 30 лет позже, чем в Англии. Причем главную роль здесь сыграли не правительства, как это имело место в названных европейских государствах, а личности. Россию «открыл» американцам профессор Гарвардского университета Арчибальд Кулидж. В 18Й г. он начал читать в Гарварде свой первый курс по российской истории.

Родился Арчибальд Кулидж в 1867 г. в Бостоне. Много и часто ездил в Европу. В 1889 г. в Париже начал изучать русский язык. В следующем году совершил шестимесячную поездку по России, побывал в Петербурге, европейской части, на Кавказе, в Средней Азии. Переводил Некрасова, Тютчева, Пушкина. Занялся подготовкой аспирантов по российской истории, много сделал по комплектованию необходимой для этого литературы библиотеки Гарвардского университета, будучи ее директором в 1910—1928 годах^.

Однако даже в начале XX в. вряд ли еще можно было говорить о каком-либо систематическом изуче-

НИИ России американскими учеными. К 1914 г. курсы русского языка и литературы имели в своих программах только три университета — Гарвардский, Колумбийский и Калифорнийский, а российская история изучалась лишь в двух — Гарвардском и Калифорнийском. Да и в политическом отношении Россия еше не представляла для США особого интереса, поскольку сами Соединенные Штаты делали тогда только первые попытки осознать и понять свою собственную все более возраставшую роль в международной политике.

В это время американцы больше интересовались Англией и Францией, затем Германией и Италией. А огромная территория восточнее Эльбы все еше оставалась «terra incognita».

Многое изменилось в результате революций 1917 года. Для значительной части американцев, особенно левого крыла, после того, как в 1912 г. социалист Юджин Дебс был выдвинут кандидатом в президенты и получил большое количество голосов, российский эксперимент большевиков представлял особый интерес, как альтернатива капитализму. Этому способствовали и публикации Джона Рида, и мемуары бывших российских государственных и политических деятелей, таких, как Коковцев, Родзянко, Сазонов, Керенский, американского посла в России Фрэнсиса, генералов Грейвса, Робинса и других.

В 1920-е годы Советская Россия стала активно применять у себя американские методы организации производства (система Тейлора), обучения, элементы законодательства в социальной и семейной сферах, в отстаивании прав национальных меньшинств, религиозных свобод. Многое делалось по образцу Новой Англии. А в период Великой депрессии успехи СССР были для американцев особенно впечатляюшими.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.