Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Обуховский завод - Страница 6

Некоторые фабрики и заводы расположились по правому берегу Невы, большинство же рабочих живёт на «тракте». Для сообщения обоих берегов устроены два паровых перевоза, для сообщения с городом — конно-железная дорога (частью паровая): от Знаменской площади до села Рыбацкого (12,5 версты). В навигационное время шлиссель-бургские пароходы заходят на пристань против Чугунного завода. Кроме того, станция Обухове (Николаевской железной дороги) находится в 2 верстах от села Александровского, и от неё проведена ветвь к заводам Обуховскому и Чугунному (принадлежащему Николаевской железной дороге). Обе железнодорожные ветки служат исключительно для товарного движения. Церквей по тракту: православных — 5, англиканская — 1. Несколько начальных школ и воскресных классов для взрослых. Народные чтения. Народное гулянье (общества трезвости) с театром. Несколько больниц как при фабриках и заводах, так и земских, 2 вольные аптеки (у Чугунного завода и в селе Александровском).

В устье реки Охты были поселены вологодские плотники, образовавшие Охтинские слободы. В слободу Рыбацкую переселены были крестьяне с р. Оки. Село Александровское принадлежало Воспитательному дому, к которому были приписаны крестьяне сел Рыбацкого, Усть-Ижоры, деревень Лесной и Заводской».

Гак описывается Шлиссельбургский пригородный участок (ныне э го территория Невского и Красногвардейского районов) в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

Чтобы добраться из Петербурга до Обуховского завода, нужно было проехать 12 верст по Шлис-сельбургскому тракту. Он был проложен в годы правления Петра I от Санкт-Петербурга и далее до Архангельска. Дорога, начинавшаяся от Александ-ро-Невской лавры и проходившая по левому берегу Невы через Шлиссельбург, была построена ценой огромных усилий работных людей к 1723 г. У самого начала тракта стоял сторожевой пост — застава, где караульные взимали пошлину, а также проверяли у путешествующих документы и багаж, застава называлась Невской. Тракт был вымощен булыжником при Екатерине II. Вдоль тракта появились крестьянские слободы, в XIX веке ставшие сёлами. Каждое из этих сёл имеет свою неповторимую историю.

Ранее других на тракте появились слободы Смоленская ямская и Рыбная. Появление Смоленской ямской слободы связано с окончанием строительства тракта. По указу Петра! в 1723 г. были выделены земли для

План загородного поместья князя А. А. Вяземского, купленного аббатом М. Оссовским в 1798 г.

Расселения крестьян из Смоленской губернии. Находясь на государственной службе, они обеспечивали регулярные почтовые перевозки по тракту — «ямскую гоньбу» — и освобождались за это от воинской повинности. На землях слободы никому не разрешалось селиться, кроме ямщиков. Ямской промысел прекратил своё существование в середине XIX века после появления железных дорог и пароходов. Бывшие ямщики стали продавать свои земли под заводы и фабрики, многие стали работать на этих предприятиях.

В XVIII в. по Шлиссельбургскому тракту было много пригородных поместий. Ещё Петр I начал раздавать участки земли вдоль тракта придворным вельможам для устройства загородных усадеб с целью быстрейшего благоустройства невских берегов. Поместье «Озерки», расположенное южнее Александро-Невского монастыря, с 1770-х гг. принадлежало князю Г. А. Потёмкину, в котором устраивались пышные балы в честь Екатерины II. Им же здесь был основан стеклянный завод, впоследствии ставший Императорским стеклянным заводом. В построенном Стеклянном городке жили рабочие. Церковь «Всех скорбящих Радости» не сохранилась. До наших дней уцелела лишь часовня.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.