Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Очерки истории Аргентины - Страница 3

Виейтес большое внимание уделял изучению истории вице-королевства Рио-де-Ла-Платы. Будучи первым крупным экономистом в своей стране, Виейтес может считаться и одним из первых аргентинских историков. В экономических работах Виейтес отобразил историческое развитие вице-королевства, показав гнилость колониального господства испанцев. Свои взгляды на историю и экономику Виейтес пропагандировал через журнал «Еженедельник сельского хозяйства, торговли и промышленности» (1802—1807 гг.) 2. Появление этого журнала было эпохой в культурном развитии Аргентины. В журнале Виейтес показывал, что народы JIa-Платы живут в величайшем унижении и нищете, как в средневековье, не имея ни промышленности, ни внутреннего рынка, ни дорог. Он доказывал необходимость введения новой техники в сельскохозяйственное производство, выступал за ограничение богатства феодалов и перераспределение земли. Очерки и статьи Виейтеса, опубликованные в названном журнале и собранные впоследствии в отдельную книгу, являются ценным источником по истории и экономике вице-королевства Рио-де-Ла-Платы и борьбы аргентинского народа против испанского ига и английской интервенции3. Сподвижник М. Морено, Виейтес, за свою борьбу против клерикально-реакционного курса правительства поплатился жизнью.

Большой вклад в развитие общественной мысли Аргентины внесли исторические и публицистические работы великого аргентинского поэта и общественного деятеля Эстебана Эчеверриа (1805—1851 гг.).

В своем основном сочинении «Социалистическое учение» (1846 г.) и в исторических очерках—«Предпосылки и начало Майской революции» и др. Эчеверриа ярко отобразил тяжелую жизнь аргентинского народа и показал паразитизм небольшой привилегированной касты помещиков-феодалов и крупных торговцев. «Бедные поставлены вне закона», — писал Эчеверриа. Он первым дал характеристику и оценку Майской революции как выдающемуся событию, открывшему перспективу «национальной организации аргентинцев», и заклеймил диктаторский режим Росаса. События 1829 г., в результате которых Росас пришел к власти, Эчеверриа назвал «реставрацией старых феодальных порядков», существовавших в период испанского господства.

Обнажив язвы аргентинского общества того времени, Эчеверриа в труде «Социалистическое учение» изложил идеи и принципы, на которых должна была строиться аргентинская политическая партия, призванная бороться за прогрессивное развитие страны. В этом произведении

Эчсверриа выступает последователем утопического социализма Сен-Симона и Фурье. В трудах Эчеверриа много наивных и противоречивых положений. Так, например, он резко осуждал католическое мракобесие, но в то же время верил в христианскую доктрину «братства». Справедливо заклеймив реакционную диктатуру Росаса и унитаризм, Эчеверриа склонялся к поддержке свободного федерализма, что в тогдашних условиях привело бы к анархии и междоусобицам. При всех недостатках исторических и политических воззрений Эчеверриа как идеолог мелкой буржуазии положил начало прогрессивно-радикальному направлению в аргентинской историографии.

Огромный фактический материал по истории Аргентины содержится в многочисленных произведениях крупнейшего политического деятеля и просветителя Доминго Фаустино Сармьенто (1811 — 1888 гг.). В своем первом сочинении «Размышления о провинции» написанном в 1839 г., Сармьенто наряду с богатым фактическим материалом дает оценку важнейшим событиям в стране начиная с Майской революции 1810 г. Сармьенто, воздавая должное роли полководцев, политических деятелей, считал, что они являются выходцами из народных масс: «Откуда происходят личности, столь блистающие в наше время в министерствах, на посту президентов, в парламентах, на кафедрах и в печати? Из человеческой массы.., из обширной народной среды...»4,—писал Сармьенто.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.