Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Очерки истории Аргентины - Страница 4

В произведении «Жизнь И. Факундо Кирога. Цивилизация и варварство» 5, вышедшем в 1845 г., Сармьенто раскрывает свои исторические воззрения. Находясь в то время под сильным влиянием европейского утопического социализма, Сармьенто считал, что «Майская революция посеяла зерна равенства классов, которые должны прорасти в будущем». Сармьенто высоко оценивал патриотическую деятельность борцов за независимость страны, в особенности тех, кто предпринимал попытки осуществить социальные преобразования. Помимо оценки различных политических деятелей той эпохи, Сармьенто в своей книге сосредоточивает огонь на критике диктатуры

Росаса. В форме блестящего политического памфлета он клеймит Росаса, как ярого реакционера, представителя богатой феодальной верхушки, кровавого злодея-прави-теля. При Росасе, писал Сармьенто, «нож стал орудием правосудия»6. Всестороннее освещение в книге Сармьенто экономического и политического положения Аргентины 20—40-х годов, анализ причин прихода к власти диктатуры Росаса сделали книгу Сармьенто хорошим историческим источником.

Сармьенто в противоположность некоторым своим соотечественникам, возлагавшим надежды на помощь иностранцев в избавлении от режима Росаса, считал, что внутри страны найдутся силы, способные «свергнуть это чудовище». Осуждая насилие диктатуры Росаса, Сармьенто не был врагом насилия вообще. Он полагал, что революционные войны несут прогресс народам. Вместе с тем он явно преувеличивал роль географического фактора, считая его основой процесса исторического развития. Сармьенто, в частности, утверждал, что безграничная аргентинская равнина порождала воинственный дух гаучо, безответственность каудильо и анархию.

Как идеолог буржуазии, Сармьенто справедливо противопоставлял капиталистическую цивилизацию феодальному варварству. Но из этого тезиса он делал неправильные выводы о том, что в Южной Америке дикость и варварство были представлены в основном индейцами и неграми. Будучи президентом Аргентины, он в 1872 г. не препятствовал организации кровавой экспедиции против индейцев.

С 1852 г. Сармьенто весь литературный талант, все свои физические и духовные силы посвящает борьбе против католического мракобесия. Его 30-летняя успешная борьба на поприще просвещения народа, по словам Хосе Инхеньероса, «завоевала ему (Сармьенто. — Ред.) бессмертие». Роль Сармьенто в пропаганде идеи просвещения народа, несомненно, положительна. Но Сармьенто, увлекшийся идеей просвещения, сильно преувеличивал роль фактора воспитания и просвещения в историческом развитии вообще и Аргентины в частности.

Огромное духовное наследие Сармьенто (52 тома), будучи ценнейшим источником по истории Аргентины 20—80-х годов XIX в., содержит ряд ошибочных теоретических положений.

Передовым мыслителем был современник Сармьенто Хуан Баутиста Альберди (1810—1884 гг.).

Альберди оставил потомкам большое литературное наследство 7. В своих взглядах на историческое развитие Аргентины он акцентировал внимание на вопросах экономического развития. В его сочинениях нередко, словно сияющие алмазы, встречаются гениальные догадки о царстве труда в будущем, об освобождении трудящегося человека от рабства собственности. «Нынешние экономисты, — писал Альберди, — показали, что заработная плата заставляет рабочего идти в особое рабство к капиталисту...» 8

В труде «Преступление войны»9 Альберди наряду с оценкой Парагвайской войны (1865—1870 гг.) выдвинул ряд положений, которые звучат и в наши дни на редкость актуально. Он осудил войну, как преступление, написал ценнейшие разделы книги об ответственности правительств за развязывание войны, о предупреждении войн, о воспитании народов в духе взаимного уважения и мира.

В своем лучшем произведении «Основы»10, главные положения которого вошли в текст Конституции Аргентины 1853 г., а также и в других сочинениях Альберди справедливо отметил общность интересов стран Латинской Америки. Он первым в Латинской Америке указал на агрессивную сущность доктрины Монро и несправедливый характер внешней политики США. «Хотя это и покажется странным, — писал он в 1852 г. в период подъема капитализма в США, — но Соединенные Штаты не являются для нас лучшим примером во внешней политике и в области экономики»11. Он отмечал, что принципом внешней политики США является сила, а не принцип мира и сотрудничества народов. Еще в 1844 г. Альберди выступил против проповедуемого в США предложения об установлении военного союза всех американских государств и создания панамериканской конфедерации стран Америки. «Международная стабильность, — писал Альберди, — требует не военных союзов, а равенства наций, развития торговли, путей сообщения, составляющих элементы и вехи цивилизации» 12.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.