Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Очерки истории Аргентины - Страница 5

В 1862 г. в письме к видному публицисту Гутьерресу Альберди подчеркивал, что опасность агрессии против стран Южной Америки может исходить не от Франции Наполеона III, который безуспешно стремился подчинить Мексику, а от Соединенных Штатов Америки. Альберди ясно представлял опасность экспансионистского капитализма США для слабых стран Латинской Америки. Защищая их суверенитет и независимость, он призывал к взаимному сотрудничеству латиноамериканских стран, к миру и широкому торговому и культурному обмену между ними и всеми странами мира.

Альберди резко осуждал феодально-клерикальную диктатуру Росаса. «Старый колониальный режим, — писал он, — вторично рухнул с падением Росаса»13. Альберди, как буржуазному идеологу, были свойственны противоречия. В своих сочинениях многие общественные явления и процессы он объяснял лишь с чисто юридической точки зрения, непомерно раздувая значение буржуазного права. Находясь под влиянием распространенной в то время биологической концепции общественного развития Спенсера, Альберди приходил к ошибочному и вредному выводу о том, что прогресс в странах Южной Америки может быть достигнут только путем притока «избранной европейской эмиграции». В связи с этим он пренебрежительно относился к туземному индейскому населению.

Альберди допускал ошибки в оценке конкретных событий истории Аргентины. Так, например, весь период президентства Митре (1862—1868 гг.) он считал пагубным для страны и отождествлял его с периодом правления Росаса14, в то время как это был период национального объединения страны, роста буржуазных отношений. Он пытался принизить историческую роль Сармьенто и его президентства и, наоборот, возвеличивал деятельность правительства генерала Уркисы, дипломатическим представителем которого Альберди был в Европе. Несмотря на ошибки, Альберди был выдающимся буржуазным мыслителем, оказавшим огромное влияние на развитие общественной мысли в Аргентине.

Неоценимый вклад в изучение процессов развития аргентинского общества конца XIX и первой четверти XX в. внес Хосе Инхеньерос (1877—1925 гг.) — крупнейший представитель передовой интеллигенции Аргентины, тесно связанной с судьбами трудящихся и широких масс народа.

Деятельность X. Инхеньероса весьма многогранна. Он был известным мыслителем, ученым по вопросам медицины, философии и одним из основателей социалистической партии. Значительная часть литературного наследства Инхеньероса прочно вошла в сокровищницу национальной аргентинской культуры. Наибольший интерес представляют три работы Инхеньероса: «Аргентинская социология», «Эволюция идей в Аргентине» и сборник «Новое время» 15.

В работе «Аргентинская социология», написанной в 1906—1909 гг., приводится богатый фактический материал по составу населения Аргентины. Книга Инхеньероса написана с реформистских позиций. «Социология, — по словам автора, — является естественной наукой, изучающей общую эволюцию человечества и частную эволюцию групп, составляющих общество»16. Тщетно было бы искать в этой книге историю классов и классовой борьбы в Аргентине. Грубейшим искажением истины является утверждение Инхеньероса о том, что образование аргентинской нации объясняется борьбой рас (негров, индейцев и белых), в которой побеждает белая, наиболее сильная раса. «Аргентинская социология» Инхеньероса является устаревшим произведением, проповедующим социальный дарвинизм. Именно поэтому реакционные аргентинские историки, отвергая положительное литературное наследство Инхеньероса, широко используют и восхваляют эту работу.

Труд Инхеньероса «Эволюция идей в Аргентине» был написан им в 1913—1917 гг., когда автор, порвав с реформистским руководством социалистической партии и выйдя из нее, встал на революционные позиции марксизма. Книга дает богатейший материал по истории развития общественной мысли в Аргентине с XVIII до конца XIX в. Впервые в аргентинской историографии Ин-хеньерос нарисовал сложную картину борьбы идей и течений в различные эпохи истории Аргентины. Ярко и убедительно Инхеньерос вскрыл реакционную роль католической церкви в духовном развитии аргентинского народа.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.