Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Очерки истории Аргентины - Страница 6

Высоко оценив деятельность борцов за независимость, он показал истоки их идейного формирования. В книге Инхеньероса содержатся обоснованные оценки положительной деятельности Ривадавии, Сармьенто, Альберди, Лопеса, Эчеверриа и многих других политических деятелей и мыслителей, сыгравших видную роль в истории Аргентины второй половины XIX в.

Еще большее значение в развитии аргентинской общественной мысли имеет сборник докладов и статей Инхеньероса «Новое время», посвященный историческому значению Октябрьской социалистической революции в России и ее влиянию на судьбы человечества и стран Латинской Америки. После Октябрьской революции Инхеньерос стал передовым борцом, революционером, пропагандистом идей марксизма и другом Советского Союза. Он справедливо отмечал, что в Аргентине и в других латиноамериканских странах условия для осуществления пролетарской революции еще не созрели. Он считал, что народы Латинской Америки, защищая национальную независимость и суверенитет своих стран, должны бороться против империализма и в особенности против империализма США. «Панамериканизм, — писал Инхеньерос, — сентиментальная маска когорты самых жестоких империалистов финансового капитала, врагов народов Латинской Америки» 17. Он призывал латиноамериканские страны к союзу для борьбы против колониалистских вожделений США.

В трудах Инхеньероса, написанных в период и после первой мировой войны, нашли отражение важные процессы в истории аргентинского народа. Но даже в последних работах Инхеньерос не смог до конца отрешиться от ряда ошибочных положений. Он переоценивал роль интеллигенции в буржуазно-демократической революции и в борьбе против империализма. Подходя близко к постановке проблемы буржуазно-демократической революции в Аргентине, Инхеньерос ничего не говорил о пролетариате и крестьянстве как движущих силах такой революции *.

Изучая историю аргентинского народа, нельзя не учитывать научного наследства, оставленного лучшими представителями аргентинской буржуазной историографии либерально-позитивистского направления Висенте Фиделем Лопесом (1815—1903 гг.) и Бартоломе Митре (1821—1906 гг.). Оба историка написали ряд монументальных трудов, органически вошедших в историю аргентинской науки и культуры.

Учебник Лопеса по истории Аргентины выдержал десятки изданий и является одним из учебников истории, по которому ведется преподавание этого предмета в средних учебных заведениях Аргентины. Учебник представляет собой краткое изложение основного десятитомного труда Лопеса «История аргентинской республики» 18. Этот труд Лопеса представляет собою по существу хронику событий политической истории Аргентины колониального периода и первой половины XIX в. С наибольшей полнотой Лопес осветил период кризиса колониального господства Испании и борьбы за независимость Рио-де-Ла-Платы. Некоторые главы его труда, как, например, глава об английской политике в Южной Америке в 1806—1808 гг., о гражданской войне и отставке Рива-давии представляют самостоятельные исторические исследования, сохраняющие большую научную ценность до нашего времени. Лопес в отличие от большинства современных буржуазных аргентинских историков дает национальную историю на фоне всемирной истории, отмечает влияние европейских событий на Аргентину и другие страны Южной Америки. Используя при написании труда огромное количество документов, Лопес дает к каждой книге своего сочинения приложения документов и других источников, повышающих ценность его работы.

Лопес пытался быть беспристрастным исследователем и повествователем событий. Но фактически он излагал события с позиций буржуазного объективиста. Он совершенно не касается экономической основы исторических событий. Гражданская история преподносится Лопесом как эволюция всего общества. Не затрагивая ни классовой, ни социально-экономической природы общественного развития аргентинского народа, Лопес в конечном счете сводит всю гражданскую историю к борьбе отдельных личностей, которые при помощи демагогии находят поддержку в народе и завоевывают популярность. Маститый щсторик, как истинный либерал, осуждает темные махинации политических деятелей (подкупы избирателей, убийство соперников, запугивание масс), осуждает феодальных каудильо, диктаторов и религиозных фанати-ков-мракобесов. Избавление общества от всех зол и бед Лопес видел в просвещении народа, которое, по его представлению, могло осуществиться в буржуазной республике. Исторические исследования Лопеса, несмотря на их буржуазно-объективистскую методологию, сыграли свою положительную роль в развитии аргентинской науки и культуры.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.