Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Очерки истории Аргентины - Страница 7

Важное место в исторической буржуазной науке Аргентины занимают работы Митре, в особенности «История Бельграно и независимость Аргентины», а также «История Сан-Мартина и освобождение Южной Америки». Митре не только писал историю Аргентины, но и был ее активным участником, крупным политическим деятелем. Начиная с 1853 г. он последовательно занимал посты военного министра, губернатора Буэнос-Айреса, президента Аргентины, главнокомандующего войсками Аргентины, Бразилии и Уругвая в войне против Парагвая (1865—1870 гг.). В своих политических убеждениях Митре эволюционизировал от умеренного либерального буржуа (40—60-е годы) до консерватора-реакционера в последний период жизни. Эта эволюция сказывалась и на его исторических сочинениях. При всех изменениях во взглядах на развитие общества Митре, однако, всегда оставался убежденным глашатаем буржуазной республики с сильной исполнительной властью в лице президента и его помощников, способной обуздать революционное движение масс и ограничить феодально-<сепаратистские тенденции крупных помещиков в провинции.

Добросовестный подбор архивных документов и огромного фактического материала нередко приближал его как исследователя к правильным выводам, но даже и в этом случае Митре старался делать выводы в соответствии со своими консервативными взглядами. Так, например, излагая материал о восстаниях индейцев и негров накануне и в период борьбы за независимость, Митре внезапно заключал, что «индейцы и негры были инертным элементом освобождения». Обобщения Митре, противоречащие фактическому материалу, характерны для его исторических сочинений. Осуждая колониальное господство испанской монархии, Митре в то же время оправдывал действия конкистадоров, воспевал их как героев, принесших якобы в Америку «дух независимости».

В исторических трудах Митре имеются и другие ошибочные утверждения и выводы. Он явно преклонялся перед героями и считал, что народные массы выступают на сцену лишь по их повелению. Его общая концепция исторического развития представляет собою эклектическую смесь географического детерминизма, заимствованного от Бокля, политических воззрений Гизо и биологического детерминизма Спенсера. Тем не менее литературное наследство Митре, богато использовавшего историческую документацию и другие первоисточники, представляют определенную ценность. Митре нарисовал яркие картины событий и колоритные образы военных и политических деятелей прошлого.

Б. Митре и В. Ф. Лопес до сих пор остаются самыми крупными представителями аргентинской буржуазной историографии. Выше их уровня буржуазная историческая наука в Аргентине не поднималась. Историки новейшего времени, последователи и подражатели либерально-позитивистской школы Лопеса и Митре шли по пути написания хроники событий и сбора новых фактов об отдельных исторических эпизодах.

Видным представителем этого направления в современной аргентинской историографии является доктор Эмилио Вера-и-Гонсалес, продолживший работу Лопеса «История аргентинской республики» с 1830 по 1910 г.19

Игнорируя антагонистическую борьбу классов, Вера-и-Гонсалес, точно летописец, аккуратно, в хронологической последовательности нанизывает факты из гражданской истории Аргентины. Лишь изредка он дает оценки тем или иным явлениям жизни, отрицательно относясь к иностранным интервенциям в Латинскую Америку, к экспансии Англии и США в Аргентину и к диктаторским режимам. В таких же либерально-позитивистских тонах выдержано многотомное издание «История аргентинской нации» под редакцией академика Рикардо Левене (1885—1959 гг.).

Либерально-позитивистское направление в аргентинской историографии развивалось в борьбе с другими историческими школами и прежде всего с клерикально-реакционной школой, родоначальником которой был Грегорио Фунес (1749—1829 гг.) — декан факультета теологии и истории Кордовского университета. Представители этой школы смотрели на процесс исторического развития через призму религии, осуждая все, что неугодно церкви, т. е. все передовое, прогрессивное. В трудах епископа Параны А. Баса-и-Бустоса20 это направление нашло яркое отражение. Баса предает анафеме всех осмелившихся критиковать церковь. Так, например, о президенте Ри-вадавии, пытавшемся отделить церковь от государства, Баса пишет как о «чудовище и безбожнике, достойном ада».

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.