Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Очерки истории Аргентины - Страница 8

Нынешние эпигоны Фунеса и епископа Басы, выступая под флагом демо-христианства, в своих исторических опусах пытаются низвергнуть марксизм-ленинизм, клевещут на коммунистов и рабочее движение, грозят карой господней всем, кто выступает против религиозного образования и против феодальных привилегий аргентинской церкви.

Другая реакционная историческая школа — «психологической интерпретации» — берет свое начало от первых подражателей Тэна и Спенсера — Рамоса Мехии и П. Груссака21. В дальнейшем это направление развивалось в трудах Салдиаса, Лукаса Айаррагарая, Карлоса Ибаргурена и многих других. Для работ этих историков характерно игнорирование хронологической последовательности в изложении событий, мало понятная наукообразная манера изложения, надуманный идеалистический, субъективистский психоанализ исторических явлений. В конечном счете «психологизм» этой школы состоит в подтасовке фактов и аргументов для оправдания тезиса о превосходстве белой расы над другими и господствующей верхушки над трудящимися массами. Исторический прогресс Аргентины они видят в победе белой расы над индейцами, неграми и смешанным населением. Каудильо и диктаторы типа Росаса изображаются представителями этой школы героями. Айаррага-рай и Ибаргурен считают, что диктатура помещиков и капиталистов — венец исторической эволюции Аргентины. В политике эти историки являлись верными холопами диктатуры генерала Урибуру и Перона, ярыми националистами — сторонниками военно-фашистских переворотов. Представителем реакционной школы «психологической интерпретации» в настоящее время является Эрнесто Паласио — автор двухтомной «Истории Аргентины», вышедшей в 1957 г., написанной с реакционно-националистических позиций.

В противовес реакционным школам в самом конце прошлого века зародилось реформистское течение в аргентинской историографии. Видным представителем этого течения был председатель социалистической партии Аргентины Хуан Б. Хусто (1856—1928 гг.).

Хусто написал ряд сочинений по истории и политической экономии, в которых пытался дать научную теоретическую базу понимания исторического процесса развития общества. Он впервые заговорил об аргентинском пролетариате и обратил внимание на тяжелые условия существования трудящихся деревни. В теоретическом отношении его сочинения крайне убоги и, несмотря на то что он называл себя марксистом, в них не видно ничего марксистского. Показательным в этом смысле является главный труд Хусто «Теория и практика истории» 22. Хусто выступает ярым поборником старой теории биологического детерминизма. В разделе книги, озаглавленном «Биологическая основа истории», он утверждает, что законы природы являются наиболее общими законами истории. «В жизни людей, — писал Хусто, — происходит такой же естественный отбор, как и в жизни животных». Он проводил знак равенства между теорией Дарвина о естественном отборе и концепцией Мальтуса. Одобряя человеконенавистнические взгляды Мальтуса, Хусто доходил до утверждения, что засухи в районе реки Хуанхэ в старом Китае и на Волге в царской России, уносившие тысячи жизней, «избавляли их от страданий». Игнорируя марксистское учение о производительных силах и производственных отношениях, как основе общественного развития, Хусто пытался извратить марксизм и его материалистическое понимание истории путем отождествления биологического детерминизма с марксизмом.

Хусто признает, что эксплуатация приносит неисчислимые бедствия, болезни, голод и смерть трудящимся. Он «теоретически» защищает методы эксплуатации трудящихся избранным меньшинством, ссылаясь на теорию естественного отбора. Не случайно Хусто и его соратники по руководству социалистической партии стали в 1914—1918 гг. социал-шовинистами и оправдывали империалистическую бойню. Они враждебно отнеслись к Октябрьской революции, проповедуя классовый мир и братство между капиталистами и пролетариями.

Реформистские последователи Хусто (Н. Репетто, А. Гиольди, X. Оддоне, А. Дикман, А. Солари) превратились в прямых пособников аргентинской буржуазии и империализма США. В своих книгах они восхваляют американский образ жизни, клевещут на рабочее и коммунистическое движение. Часто в угоду монополиям они, фальсифицируя историю, противоречат себе. Так, например, X. Оддоне, автор многих работ по истории Аргентины, в начале 30-х годов в книге «История аргентинского социализма» излагал рабочее движение и деятельность первых революционеров-марксистов, приводил важные факты антагонистической классовой борьбы пролетариата и буржуазии.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.