Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Очерки истории Германии - Страница 4

Цезарь подчеркивает имущественное равенство, отсутствие постоянной власти вождя, избираемого лишь в случае похода; нет упоминания о рабах, которые, конечно, были бы замечены наблюдательным римлянином. Очень слабо развит обмен.

В то же время налицо и явные черты разложения первобытнообщинного строя — влиятельная знать, могущественные вожди с сильными дружинами (с одним из свевских вождей, Ариовистом, Цезарь вел тяжелую войну), грабительские войны.

Через полтора столетия после Цезаря труд о гер-

Тацит  манцах  написал крупнейший римский историк

О германцах  тацИТ> Это знаменитое сочинение появилось в 98 г.

Н. э., его полное заглавие «О местожительстве и происхождении герм-анцев».

Оставив в стороне идейную направленность сочинения Тацита, стремившегося идеализировать германское общество и противопоставить его «испорченным» римлянам начала империи, мы отметим то, что составляет для нас наибольшую ценность — сведения о материальной культуре, общественном строе, политической организации германцев.

Передвижения племен прекратились, и германцы прочно осели на земле. Земледелие заняло большее, чем прежде, место в жизни германских племен, хотя скотоводство по-прежнему весьма развито, а скот (и притом — рабочий, упряжный скот) является мерилом богатства. Характерно для Тацита с его точным и лапидарным языком замечание о том, что германцы не знают ни садов, ни огородов, а «требуют от земли только посеянного». Данными немецкого языка подтверждаются эти слова римлянина. Немецкие названия плодовых деревьев (вишня, слива, груша, яблоня), огородных культур (капуста, редька, лук, бобы) — латинских корней, то есть учителями германцев в земледелии и садоводстве были римляне. Трудно поверить заявлению Тацита о том, что германцы одеты в звериные шкуры, так как культура льна насчитывала уже несколько столетий, да и сам Тацит пишет о полотняных одеждах германских женщин.

У - германцев нет городов, столь привычных для римлянина, живут они в деревнях; дома — из бревен, обмазаны глиной, иногда раскрашены. И эти данные подтверждаются археологией.

Крупные перемены произошли в землепользовании. Знаменитое место Тацита о том, что «земля у германцев делится по достоинству», породило поистине колоссальную научную литературу. Делались попытки истолковать «достоинство» как относящееся к земле, то есть утверждать, что плохой земли нарезалось больше, а хорошей земли — меньше. Однако, без сомнения, речь идет об ином — знатный и богатый получает земли больше, простой, незнатный сородич получает ее меньше. Тацит повествует о социальной дифференциации внутри общества германцев.

Частной собственности на землю еще нет, она появилась лишь через ряд веков. Тацит рисует общественную собственность на землю, и, несмотря на спорные или неясные детали, перед нами выступают черты соседской общины, будущей марки.

Развитие производительных сил сказалось и на усилении обмена, особенно в районах, пограничных с империей.

Тацит свидетельствует о существовании рабов, но у германцев господин отводит рабу надел земли, предоставляет ему имущество (очевидно, пекулий) и взимает с раба ренту в виде части урожая. Здесь, без сомнения, — зародыш новых производственных отношений, начало феодальной эксплуатации. Недаром Тацит подчеркивает близость германского раба и римского колона. Известно долговое рабство. Таким образом, германское общество раскалывается на классы.

В главе VII книги Тацита говорится о выборных «королях» и вождях. Об элементах возникавшего государства говорит упоминание Тацита о постоянных податях. Пало значение племенного веча («народного собрания») и важнейшие дела решает совет знати. И Цезарь и Тацит сообщают о религии германских племен, но оба пишут неточно и неверно. Оба римлянина называют богов германцев римскими именами, безнадежно преградив этим путь исследователям. Цезарь пишет об отсутствии жрецов у германцев, что, по-видимому, неправильно — этнографии неизвестны религии без служителей культа. Тацит сообщает, наоборот, о жрецах и жрицах, священных животных, о сложном культе.

Религия скандинавов, известная нам из Эдды и ряда других источников, неадекватна религии древних германцев и отражает иную эпоху и иные социальные отношения. Кроме того, в Эдде-божества скандинавов сведены в пантеон, в иерархическую систему, тогда как племена континентальных германцев имели своих локальных богов и свои племенные культы. Можно утверждать, что главным божеством германцев чтился Вотан, или Бодан (Один у скандинавов) — бог неба, создатель людей, бог победы и войны. Его супруга ¦— Фрея (Фригг скандинавов) — покровительница брака и семьи, бог Доннар — повелитель грома (Тор у скандинавов) — главные божества ряда германских племен. Как известно, имена языческих богов сохранились в названиях дней недели у германских народов Европы (Donnerstag — день Донна-ра — четверг у немцев; Torsdag — у шведов, Freitag — день Фреи — пятница у немцев, Friday — у англичан, Fredag — у шведов; ср. также англ. Wednesday — день Бодана — среда).

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.