Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Очерки истории карачаево-балкарцев - Страница 10

В отечественной академической науке отмечается: «Подавляющее большинство кавказоведов (археологов, антропологов, языковедов, этнографов) считают, что древняя кавказская этническая общность — носитель кобанской археологической культуры — являлась мощным субстратом в последующем формировании почти всех современных народов Северного Кавказа от Кубани на западе до Дагестана на востоке»58. Таким образом, кобанцы являются далекими предками современных карачаево-балкарцев, вайнахов и осетин.

Большая роль в начале процесса выявления признаков кобанского наследия в этногенезе карачаево-балкарцев принадлежит Е. П. Алексеевой (монография «Карачаевцы и балкарцы — древний народ Кавказа»), Положения, выдвинутые ею еще в 1960-х гг., получили подтверждение исследованиями археолога В. И. Козенковой памятников западного варианта Кобанской культуры.

Глава II.

СКИФО-САРМАТО-АЛАНСКИЙ

ПЕРИОД

Аланский субстрат — это не догадка, не предположение, это не гипотеза, это прочно установленный научный факт, на который может смело опираться каждый, кто занимается историей и культурой карачаевского и балкарского народов.

В. И. Абаев

Аланы в качестве важнейшего компонента приняли участие в формировании тюркоязычных народов Северного Кавказа — карачаевцев и балкарцев.

В. А. Кузнецов

§1.  СКИФЫ (VII-IV вв. до н. э.)

Степные кочевые племена проникали в равнинные районы Центрального Предкавказья еще в бронзовом веке (см. выше). Считается, что до скифов, появившихся в Предкавказье в VII в., здесь расселились киммерийцы. С последними связываются каменные изваяния («оленные камни»), обнаруженные в Предкавказье и Причерноморье59. «Оленные камни» на Северном Кавказе обнаружены в Краснодарское крае (у ст. Усть-Лабинской, хут. Зубовского, окрестностей г. Армавира /оз. Марьинское/), Кабардино-Балкарии (с. Кызбурун I, с. Нижний Куркужин). Эти стелы датируются «в пределах IX—VII вв. до н. э.»60.

Ряд «оленных камней» и антропоморфные стелы из Кабардино-Балкарии (у с. Куба, Жилы-су, Нижний Куркужин) позволяют предполагать о «локализации какой-то части киммерийцев в предгорьях Центрального Кавказа» (Б. А. Атабиев)61.

Киммерийская культура («культура типа Черногоровско-Новочер-касского клада»), по мнению некоторых исследователей, была представлена двумя последовательными историческими периодами:

1- й (черногоровский) — 900-750 гг. до н. э.

2- й (новочеркасский) — 750-650 гг. до н. э.62

У киммерийцев, по мнению специалистов бытовала катакомбная культура (М. И. Артамонов63, Б. Н. Гракав64).

Поддерживая мнение, что «киммерийцы родственны скифам», некоторые археологи указывают, что «исключительно большое количество» киммерийских древностей «известно на территории Карачая» (у аулов Карт-Джурт, Учкулан, Теберди, Ин-дыш, Сары-Тюз и др.), и подчеркивают: «Такое скопление киммерийских находок на территории Карачая имеет исключительное значение для понимания происхождения карачаевцев и балкарцев»66. Происхождение и языковая принадлежность киммерийцев остаются неразгаданными.

Киммерийцев сменили (частью вытеснили, частью ассимилировали) скифы. «Можно признать, — пишет М. И. Артамонов, — что исторические скифы ведут свое происхождение от народа сруб-ной культуры».

Исследователями дается следующая периодизация этногенеза скифов:

1- й период (начало — первая половина VII в. до н. э.): «продвиже

Ние с востока на территорию степей Северного Кавказа и Северного Причерноморья протоскифских племен»;

2- й период (VII — начало VI вв. до н. э.): «сложение в период по

Ходов скифов в Переднюю Азию этносоциальной структуры скифского объединения, основанной на покорении протоскифами киммерийского населения»;

3- й период (VI в. до н. э.): «образование причерноморской Скифии

В пределах степи и лесостепи»;

4- й период (конец VI-V вв. до н. э.): «формирование скифского

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.