Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Очерки истории карачаево-балкарцев - Страница 3

Иными словами, основа карачаево-балкарцев уходит корнями в местную, кавказскую этническую среду древнейшего населения эпохи каменного века (позднего палеолита или неолита).

J

§1.  ЭНЕОЛИТ — РАНННЕБРОНЗОВЫЙ ВЕК
(ЭПОХА МАЙКОПСКОЙ КУЛЬТУРЫ)

На период энеолита (медно-каменного века) — раннебронзового века приходится существование так называемой Майкопской культуры (она получила свое наименование от местонахождения первого исследованного крупного курганнного погребения и горбницы ее носителей, которое было раскопано в 1897 г. московским археологом Н. И. Веселовским близ г. Майкопа).

. .]  Хронология и периодизация

Большинство исследователей полагает, что Майкопская культура существовала во второй половине III тыс. до н. э. и выделяет три этапа этой культуры: ранний — 2500-2400 гг. до н. э.; средний — 2400-2300 гг. до н. э.; поздний (или «новосвободненс-кий») — 2300-2000 гг. до н. э.

В последние годы часть специалистов-археологов приводит доводы в пользу того, что Майкопская культура возникла на тысячелетие раньше, чем считалось до сих пор, т. е в первой половине IV тыс. до н. э. Изучение предметов материальной культуры майкопских племен позволило говорить об «определенной генетической связи» между памятниками Майкопской культуры и сирийской культуры Амука-Гав-ры. По мнению этих археологов, такая связь существовала уже в период Амука F - Гавры (по сирийской периодизации период Амука F соответствует 3500-3100 гг. до н. э.)6.

Косвенно на это время указывают и исследования памятников грузинской области Шида Картли, прилегающей к Северному Кавказу. Там в одном из древних поселений была обнаружена «керамика, перекликающаяся с майкопскими ранними памятниками». Эта керамика лежала ниже слоя древностей закавказской Куро-Аракской культуры, т. е. была древнее последней. Ранний этап Куро-Аракской культуры датируется «по крайней мере, второй половиной IV тысячелетия до н. э.»7.

Процесс же изоляции Майкопской культуры от Передней Азии, полагает рассматриваемая часть специалистов, начался в период Амук И (2700-2500 гг. до н. э.)8.

Носители этой культуры («майкопцы») проживали на обширном пространстве: от Таманского полуострова — на западе, до современной Чечни на востоке (параллели ей находят в Закавказье и Передней Азии, а поздний этап.— в Европе).

Происхождение. Практически всеми исследователями отмечается значительный удельный вес в Майкопской культуре элементов переднеазиатского происхождения. С Передней Азией связывается, к примеру, искусство носителей Майкопской культуры. «Дата сложения майкопского художественного стиля, — указывают исследователи, — вероятно, находится в пределах... 25 — сер. 24 вв. до н. э. Истоками майкопское искусство, как видно из проведенного анализа, уходит в шумеро-эламское искусство»9.

Предполагается, что Майкопская культура является следствием миграции на Северный Кавказ части населения Передней Азии. Археолог М. В. Андреева писала о миграции на Северный Кавказ групп переднеазиатского населения, положившей начало формированию Майкопской культуры10.

«Fie исключено, — пишет археолог Р. М. Мунчаев, — что на Северный Кавказ проникли отдельные группы людей из Месопотамии, которые и занесли сюда культурные достижения своей страны... Может быть, излишки населения Месопотамии в виде отдельных групп в поисках слабо освоенных территорий достигли Причерноморья и оттуда проникли в Предкавказье». Исследователь допускает, что этими мигрантами могли быть шумеры или хурриты11.

Археолог В. А. Сафронов выдвинул гипотезу о том, что мигрантами из Передней Азии на Северный Кавказ, положившими начало «майкопскому этносу», были древнесемитские (родственные древним арабам и евреям) племена арамейцев12.

Археолог И. М. Мизиео склонялся к мнению о том, что в формировании Майкопской культуры решающую роль сыграли не южане, а северяне-степняки, переместившиеся на Северный Кавказ из Волжско-Уральского региона, а позднее добравшиеся до Передней Азии13. Отметим, что о связях племен Майкопской культуры с носителями степных культур — ямной и катакомбной — пишут и другие археологи (В. И. Марковин, Я. А. Федоров)14.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.