Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Очерки истории карачаево-балкарцев - Страница 5

Ч


Рис.1. Крутая каменная выкладка (кромлех) майкопского кургана в Кишпеке (Кабардино-Балкария).

Археолог И. М. Чеченов допускает, что это символ круга Солнца, свидетельствующий о культе Солнца у «майкопцев».


Рис. 2. Луновидная /лунарная/ каменная выкладка майкопского кургана в Кишпеке (Кабардино-Балкария).

Археолог И. М. Чеченов допускает, что это символ Луны — небесной ладьи, отражавший культ Луны у «майкопцев».



Рис. З. Каменные антропоморфные стелы (идолы) майкопской эпохи из Кабардино-Балкарии (по И. М. Чеченову).

Полагают, что к «майкопцам» культ каменных идолов занесен из Ближнего Востока (Передней Азии). Эти статуи исследователи относят к числу древнейших на территории России попыток воссоздать в камне монументальный образ человека.

Рис. 4. Типичная для «майкопцев» форма усыпальницы — каменная гробница под курганом (Кишпек, КБР) /по И. М. Чеченову/.

В гробнице были захоронены люди «солидного роста»: скелет мужчины достигал 2 м 20 см, а лежавшей рядом женщины — 1 м 80 см.

Ся изображения ладьи в сочетании с изображениями и символами солнца (памятники из Кобыстана в Азербайджане, из Шраш-Блура, Кюль-Тепе, Ара-гаца, Эчмиадзина и др.).

Напоминая о том, что на процесс формирования Майкопской культуры существенное влияние оказали связи с Ближним Востоком, где «мифы о солярной ладье были известны особенно широко», археолог д-р И. Чеченов пишет: «Такие контакты и связи с Югом наложили заметный отпечаток на формирование не только материальной культуры, но и идеологических представлений древнего населения Северо-Кавказского региона». Ученый указывает на шумерский миф о боге луны, который «каждый вечер садился в свою ладью и тихо скользил по небосводу», а утром «на смену ему на восточном горизонте появлялся его сын Уту», бог солнца23.

В шумерском эпическом сказании о царе Этане повествуется о том, что в поисках лечебного средства царь обращается к помощи орла. Последний нарушил клятву дружбы с соседкой змеей. По совету бога Шамаша — для того, чтобы создать повод для встречи царя и орла, змея хитростью заманивает орла в западню. Царь Этан избавляет птицу от опасности со стороны змеи, в благодарность за это она переносит его на небеса, где, вероятно, находится магическое растение для исцеления24

В фольклоре народов Северного Кавказа мы встречаемся с аналогичными мифологическими сюжетами. Например, в карачаево-балкарском эпосе «Нарты» повествуется о том, как богатырь Сосурук (как и Этан) отправляется на поиски лечебного средства и попадает в подземный мир, где оказывает помощь орлице против змеи (как и Этан) в благодарность за что птица поднимает героя наверх (как и Этан был поднят орлом на небо).

Добавим, что данная мифологическая триада (герой, орлица и змея) зафиксирована у тюрков Алтая и Саяна.

Исследователями выявляются факты, косвенно доказывающие возможность бытования среди майкопских племен ближневосточного мифа о небесном быке. Известно, что среди майкопских древностей были обнаружены золотые и серебряные фигурки бычков, нанизанные на золотые и серебряные трубки, как бы пронзенные снизу стрелами (роль стрел выполняли сами трубочки, у верхних концов которых лежали наконечники стрел) «Стрелы... пронзают их необычным образом — снизу, — отмечает исследователь М. Чернопицкий, — следовательно, они пущены с земли!». Далее он указывает на то, что на лбах бычков «выгравированы знаки (ни один не повторяется), которые единодушно считают солярными, или ширеастральными. В данном случае важно не конкретное определение, а связь этих быков с небесной сферой»25.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.