Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Очерки истории карачаево-балкарцев - Страница 6

В этой связи можно вспомнить шумерский миф о борьбе Гильга-меша с небесным быком. В позднемайкопских курганах обнаружены парные фигурки собак, отлитые из серебра и бронзы. Исследователями выявлены иконографические параллели с парными изображениями собак на древностях передней Азии26. Мифы, связанные с образом двух собак, очевидно, дожили на Северо-Западном Кавказе до раннего средневековья, свидетельством чему служат парные изображения собак на «царском мавзолее аланского времени из Кяфарс-кого городища в Карачаево-Черкесии, на Лашкендарском храме в Абхазии».

Связи с Ближним Востоком поддерживались и в послемайкопское время. Анализ имеющегося материала позволяет, в частности предполагать определенное хеттское влияние на северокавказское население в эпоху бронзового века.

Так, в осетинском фольклоре зафиксирован образ летающего змея —дракона Иллунка. В связи с этим специалисты указывают на то, что в хеттской мифологии имелся персонаж змей Иллуянк27.

Выявлены сванские параллели хеттскому мифу о божестве плодородия Телепину28. Архаическое имя Талипин мы встречаем в старом именнике карачаевцев29. Божество Телепиа имелось в языческом пантеоне абхазов.

Исследователи проводят связь между именами семитской (вавилонской, финикийской, арамейской, древнеарабской) богини Иштар/ Астарты и именами языческих божеств подземного мира у чеченцев и ингушей (Ештр) и осетин (Барастыр — от бар «власть, право» + астр)30. С Иштар некоторыми авторами связывалась и карачаево-балкарская лексема «Эшта» (И. М. Мизиев). В дагестанском именнике встречается «Иштар»31.

Напомним, что по семитским мифам Иштар входила в подземный мир, где проходила семь ворот царства мертвых32, отсюда и связь ее образа с подземным миром, что могло быть заимствовано древними кавказцами. Добавим, что на Северном Кавказе зафиксирован факт находки бронзового изделия с изображением богини Иштар (у хутора Красное в Ставропольском крае; предмет датируется VII веком до н. э.)33.

Этнографом Г. Ф. Чурсиным замечена связь культа северо-кавказского божества — покровителя овец Аймуш (у карачаевцев и балкарцев) / Емишь (у адыгов) с ближневосточными культами. Аймуш представлялся как в человеческом (белобородый старец), так и в зооморфном (золоторогий баран) виде. Золотой цвет — цвет вечности34, причастности к культу солнца. В этой связи уместно напомнить о том, что семитское божество солнца Ваал являлся в виде старца с бараньими рогами35.

Любопытно, что в дагестанском детском фольклоре выявлено имя «Гильгамеш»36. Крупный иранист В. И. Абаев связывал имя верховного божества алтайских (в т. ч. и тюркских) народов Тенгри / Денгри с именем шумерского божества Дингир.

Дольменники. Так именуют носителей дольменной культуры,

Названной так по обряду захоронения в дольменах — надземных монументальных мегалитических (из больших каменных плит) склепах. Памятники носителей этой культуры исследованы на территории Карачаево-Черкесии, в нагорной ее части (от Кяфара до Гиляча). Но судя по всему, дольменники проникали и севернее — в предгорно-равнинные районы Центрального Предкавказья, где смешивались с майкопцами. Выражением этого смешения считают то, что здесь имеет место синкретизм двух разных погребальных традиций: дольмены «влезли» под курганы, свойственные Майкопской культуре.

Синкретический (смешанный) характер этих погребальных сооружений, пишет И. М. Чеченов, отражает «реальный процесс контактов и смешения с майкопскими племенами отдельных групп носителей дольменной культуры, продвинувшихся (или, может быть, точнее было бы сказать, вторгшихся) около XXII в. до н. э. в предгорно-плоскостные районы Прикубанья и Центрального Кавказа»37.

Ямники.  Под этим именем известны степные племена —

Носители так называемой ямной культуры. Некоторые (И. М. Мизиев) полагают, что именно они, а не мигранты из Передней Азии, сыграли решающую роль в формировании Майкопской культуры. Исследователями отмечается «факт существования интенсивных взаимосвязей между племенами Юго-Восточной

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.