Европы и Предкавказья и следы инфильтрации ямников вплотную к предгорьям региона», предполагается, что распространение на Северном Кавказе антропоморфных статуй произошло «под влиянием носителей ямной культуры» (И. М. Чеченов)38 . Вопрос о соотношении Майкопской и ямной культур (последняя датируется 2700-2100 гг. до н. э.) в историографии остается открытым.
Никновением и сильным влиянием на нее более отсталой культуры степных племен (прежде всего ямников и катакомбников)»40.
§2. СРЕДНЕБРОНЗОВЫЙ ВЕК
(ЭПОХА СЕВЕРОКАВКАЗСКОЙ КУЛЬТУРЫ)
Северокавказская культура представлена подкурганными погребениями, обнаруживаемыми на пред кавказских просторах от р. Терека до р. Лабы. ^ ^
Хронология и периодизация.
Принята следующая периодизация данной эпохи:
1- й этап 2000-1700 гг. до н. э.
2- й этап 1 700-1 500 гг. до н. э.
3- й этап 1500-1200 гг. до н. э.
Преемственность. Еще в 1960-е гг. В. И. Марковин отводил Майкопской культуре определенную роль в сложении среднебронзовой культуры Северного Кавказа41. Последующие десятилетия исследований памятников «северокавказцев» Центрального Предкавказья подтвердили этот вывод. В частности, обозначена преемственность:
— в типах погребальных сооружений (в структуре насыпей курганов Майкопской и Северокавказской культур: в курганах той и другой культур «отмечено наличие кромлехов и, что очень характерно, насыпи их укреплены одинаковым способом — в основании имеются каменные кольца, а вся поверхность в один слой обложена булыжником»);
— в отдельных деталях погребального обряда («южная ориентировка, сильная скорченность, окрашенность костей красной краской и т. д.»);
— в инвентаре (например, керамика «явно майкопского облика»)42.
Катакомбники. Так условно именуют пришлые на Северный Кавказ степные племена, у которых бытовал обряд захоронения своих покойников в особых погребениях-катакомбах (грунтовый склеп, к которому вел «коридор» — дромос, «посредница» между камерой и наземным миром). Культура выделена археологом В. А. Городцовым, хотя впервые раскрыта И. И. Веселовским. Исследователями катакомбной культуры было выдвинуто положение о связи «катакомбных памятников Северного Кавказа
Рис. 5. Уникальный сосуд эпохи Северокавказской культуры (1-й этап, 2000-1700 гг. до н. э.) из местности Лячинкая /по В. М. Батчаеву/.

1~ ~ Рис.6.

По мнению археолога И. М. Чеченова, сосуд содержит изображение небесной ладьи, несущей круг Солнца — отражение космологических мифов горцев среднебронзового века.
Богато орнаментированные бронзовые бляхи из Чегемского кургана характерные изделия времени расцвета Северокавказской культуры (2-й этап, 1700-1500 гг. до н. э.) /по И. М. Чеченову/. Уже в ту пору крест был популярным знаком горцев.


J
Рис. 7. Интересная продукция «северокавказцев» - рукоделов по металлу: огромные /от 50 см и выше/ бронзовые булавки с дугами на перекладине характерные для горной полосы Центрального Кавказа (Балкария, Сванетия, Осетия) булавки /18-28 см/ с вееробразным навершием /по В. М. Батчаеву/.
С массивом катакомбных культур в Восточной Европе и Крыму». Кроме того, была «предложена концепция происхождения катакомбных культур как привнесение катакомбного обряда и усвоение его местным населением. Был определен круг памятников с обрядом захоронения в катакомбах — от Палестины, Восточного и Западного Средиземноморья (по побережьям) и на островах, во Франции, Германии и Польше. Как наиболее вероятный путь проникновения катакомбного обряда на территорию Кавказа был выбран из Франции, через Польшу в Восточную Европу и далее на Северный Кавказ через Тамань и Подонье»43.