Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Очерки военного дела сарматов - Страница 148

132

 Киммерийцы и скифы VIII—VI вв. до н. э. также представляли собой крупные союзы. племен.

133

 Старое представление Моргана о равноправии всех племен, входящих в такие союзы [223, стр. 78, 125, 143], в настоящее время нуждается в пересмотре даже по отношению к североамериканским индейцам. Так, ,в конфедерации криков одно из племен, мускоги, составляло 2/з всего населения, а остальные были покоренными или явно к нему тяготели. В ирокезском союзе половину населения составляло племя сенека, и не случайно оба военных предводителя назначались только из этого племени. Сарматы, .опережавшие индейцев в своем развитии, должны были знать еще большее неравноправие племен, составлявших племенное объединение.

134

Ср. со словами послов царя скифов (саков) Александру, чт. о на македонцев напали шайки разбойников и грабителей, а не весь народ в целом, который, следовательно, не несет ответственности [8, 4, 5, 1]. «Частные» походы и набеги являются одной из норм разлагающегося первобытнообщинного строя. У ирокезов, например, военные операции были предоставлены добровольной инициативе, и каждому предоставлялось право организовать отряд и предпринять военный поход. Желающий объявлял о своем намерении тем, что устраивал военный танец и приглашал добровольцев — способ не так уж далекий от скифского [223, стр. 70].

135

 О военном искусстве скифов см.: [219; 86; 87, стр. 6—29; 210: 211, стр. 79—85].

136

 Этот прием был известен и легковооруженной персидской коннице ахеменидского времени — см., например, описание Ксенофонтом битвы при. Кунаксе [24, I, VIH]. Ср. с его же словами: «Все же военачальники варваров занимают место в центре войска, которым они командуют, полагая, что они таким образом находятся в наибольшей - безопасности, если они с обеих сторон имеют свое войско, и что в случае необходимости передачи приказа войско будет оповещено о нем в половину времени» [24, I, VIII, 22].

137

Страбон [XI, 4, 4—5] отмечает у них всадников, имевших панцири, но неясно, были ли они катафрактариями.

138

М. Е. Массон ['205, стр. 45] сводит все различие1 между катафрактариями и клибанариями исключительно* к особенностям вооружения, полагая, что первые были тяжеловооруженными лучниками, а вторые тяжеловооруженными копейщиками. Такое утверждение противоречит всем йзівестным - - нам источникам, как письменным, так и археологическим.,, и с ним трудно согласиться.

139

 Ср. со словами Плутарха, что парфянские ката - - фрактарии в битве при Кардах «вонзали во всадников тяжелые, с железным острием копья, часто с одного удара пробивавшие двух человек» [38, XXVII; см. также: XVIII и 20, XI, 22].

140

 Под катафрактариями здесь, как и всюду в тексте, понимается особый род тяжелой кавалерии, а не-просто вооруженные доспехом всадники.

141

 Даже у сасанидских клибанариев в полный ком

142

Плект вооружения входили колчан со стрелами, два-лука и две запасные тетивы [см.: 154, стр. 78].

143

 .Именно рассеянность роксоланских катафрактариев предрешила исход дела. Оттепель только облегчила римлянам их задачу и помешала роксоланам искать спасения в бегстве. Ср.: 14, IX, 15; 3, XVI, 12, 38.

144

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.