Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Ольвия Понтийская - Страница 11

Это название было преобразовано в более благозвучное «Ольвия», которое уже довольно прочно укоренилось, но только в русском и украинском языках. Однако, несмотря на приобретение такого названия столь важным путем - по совету дидимского оракула, для эллинов Средиземноморья она всегда считалась Борисфе-ном, а ее жители - борисфенитами. Во всех сочинениях древних авторов, начиная с «Истории» Геродота, Ольвия именовалась так же, как река, древнейшее поселение на полуострове и божество. Почитание его возросло, особенно в тот период, когда полисные земли вновь приблизились к этой прекрасной полноводной реке.


Освященное оракулом наименование города - не просто Ольвия, подобно многим другим топонимам, - но с добавлением термина «полис», очевидно, было понято буквально, как обязательное дополнение к названию, войдя навечно и в его демоти-кон - ольвиополиты (ОАВЮПОАГГА1), а не ольвийцы. Благодаря такому дополнению к названию, отныне произошло окончательное установление статуса города как главного политического, экономического и культурно-религиозного центра в Нижнем Побужье. Кроме того, в прорицании оракула в завуалированной форме говорилось, что мирное сосуществование граждан в полисе станет возможным лишь под божественной защитой Аполлона Дельфиния, а не Аполлона Иетроса, почитавшегося здесь верховным покровителем первопоселенцев. Если до этого они использовали такую же монету-стрелу, как и в Борисфене, то с учреждением культа Аполлона Дельфиния в третьей четверти VI в. до н. э. ее постепенно вытеснил денежный знак совершенно иного облика. Это была также бронзовая литая монета, но в виде фигурки дельфина -

Бронзовые монеты дельфины

Символа и атрибута Аполлона Дельфиния. В определенной мере такие политические и религиозные преобразования обособляли Ольвийский полис от остальных понтийских городов, где главным покровителем по-прежнему оставался Аполлон Иетрос. Но вместе

С этим Ольвия стала еще ближе Милету, поскольку именно Аполлон Дельфиний являлся его верховным богом - спасителем и защитником.

Чернофигурная олыга с изображением Аполлона и Артемиды

Название «Ольвия» носили многие поселения, основанные в разное время в отдаленных периферийных областях античной ойкумены, например, в Вифи-нии, Киликии, у Евфрата, в Сардинии, Иберии, Галлии и т. д. Однако под этим названием ни одно из них не стало широко известным и долго существующим полисом.

Завершение ионийско-понтийской колонизации произошло после разгрома Милета персами в 494 г. до н. э., когда в нем, по сведениям Геродота, не осталось милетян; вполне возможно, что какая-то часть их переселилась и в Ольвию. Основным аргументом в пользу такой гипотезы являются надписи, свидетельствующие о расширении здесь деятельности религиозного аристократического союза мольпов, который издавна существовал в Милете. В Ольвии мольпы сыграли заметную роль в организации государственной жизни и значительном укреплении культа Аполлона Дельфиния. Длительный и поэтапный процесс формирования Ольвийского полиса, а заодно и освоения Нижнего Побужья вряд ли был беспорядочным. При наличии в данном регионе социально-политического, экономического и культурного центра - полиса, каким был сначала Борисфен, а затем Ольвия, каждая прибывавшая сюда группа новых колонистов подчинялась уже установленным правилам и законам, согласно колонизационной практике и политике формирующихся полисов. Онк были заинтересованы прежде всего в единении всех граждан, обороноспособности и экономическом процветании.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.