Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Ольвия Понтийская - Страница 12

По мнению ученых, милетские поселения на побережьях Пропонтиды и Понта основывались с уже готовыми, сложившимися в метрополии политическими институтами, и с заранее определенным пантеоном главных божеств. В момент возникновения они являлись независимыми от Милета и соседних поли*

Сов. Однако дальнейшее развитие их автономии всецело зависело от единства гражданского коллектива. В полисе такого типа не могло существовать противопоставления личности обществу. Важнейшее место в гражданской общине, считавшейся наилучшей формой организации государственной жизни, занимало сохранение традиционных обычаев. В нее входили только мужчины, владевшие собственным участком земли и имевшие право голоса в Народном собрании и суде; в период военной опасности они становились ополченцами. Земля передавалась по наследству старшему сыну или другим наследникам. В случае отсутствия таковых или при нарушении законов о земельной собственности владельцем участков отдельных граждан нередко становилась община. Зависимые категории населения занимались в основном торговлей, ремеслами, промыслами, сезонным наемным трудом и т. д.

Земледелие исконно считалось наиболее достойным занятием как в Ионии, так и на новых землях. Даже в философских и поэтических сочинениях прославлялось занятие земледелием как способ жизни, постоянно дающий пищу людям, тесно связанный с природой и ее божественными началами. Особенно большое внимание уделялось зерновому хозяйству - выращиванию пшеницы и ячменя. Во второй половине VI в. до н. э. прилегающие к побережьям Березанского и Бугского лиманов земли вплоть до широты современного г. Николаева были заселены греческими земледельцами. Для обработки земли ими использовался и труд выходцев из местных земледельческих племен Лесостепи. Столь обширное и систематическое освоение прилегающих к главному центру сельскохозяйственных территорий, которые не были заселены автохтонами, было направлено не только на экономическое самообеспечение, но и торговлю ради обогащения и укрепления на новых местах обитания. Вне всякого сомнения, оно вело к постепенному усовершенствованию Ольвийского полиса, что в итоге составило целостную государственную систему.

По целому ряду примеров организации многих милетских колоний известно, что сначала в метрополии формировалась определенная партия переселенцев, состоявшая преимущественно из молодых мужчин и выступавшая в виде сплоченной гражданской общины, во главе которой находился ойкист. Его главная обязанность заключалась в том, чтобы после предварительного обращения к оракулу Аполлона с целью получения божественного одобрения столь сложной операции, как переселение, организовать доставку переселенцев в заранее избранное место жительства и устройство их на новом месте. В каждом конкретном случае, естественно, по-разному проявлялись сила и характер власти ойкиста вдали от родины. Поэтому столь важными являлись требования соблюдения строгой дисциплины и спаянности гражданского коллектива. Вероятно, в Ольвийском полисе власть ойкиста, наделенного многими полномочиями во всех сферах жизни, приближалась к диктатуре. Однако, несмотря на это, если при его правлении гражданская община достигала успехов в основании и развитии города, после смерти он становился почитаемым героем.

Горло милетской ойнохойи

В Ольвии не сохранилось достоверных письменных источников об ойкисте. Лишь предположительно можно считать, что ее основателем был некий Евресибий, род которого впоследствии играл важнейшую роль в истории полиса на протяжении многих веков. Конкретных данных о политической структуре власти в полисе в это время не имеется. Скорее всего, руководящую роль исполнял совет олигархов, первоначально состоявший главным образом из апойков, на которых прежде всего в свое время опирался и ойкист. Ко времени прибытия в Ольвию вторичной партии колонистов, во главе которой также стоял ойкист, первого из них уже не было в живых или же он был очень старым. Его авторитета и полномочий было явно не достаточно для урегулирования взаимоотношений и установления мира между первопоселенцами и вторичными колонистами, если пришлось обращаться за советом к пророкам Аполлона.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.